И как много миллионов различных видов закупаемых ценностей должно быть включено в реестр?
Ну, миллионы вряд ли там будут. Десятки, максимум - сотни тысяч. Не каждый пункт надо утверждать, как я уже говорил, "услуги астрологов" не будут входить в себестоимость. Для ряда позиций будет учитываться закупочная стоимость всего набора сырья и материалов. Понятно, что не всё и сразу будет утверждаться - но как раз "золотые" комплектующие будут "отлавливаться" и включаться в список (естественно, по реальной цене).
На каком уровне он будет утверждаться?
Думаю, на федеральном. С учётом региональных коэффициентов.
Как часто обновляться?
В идеале - очень нечасто. Инфляция не нужна (нет, конечно, для "модели постоянного роста" её искусственно создают, но от этого стоит отходить, а инфляционное стимулирование экономики стоит исключать). Сезонные колебания, конечно, надо учитывать; плюс - изредка будет появляться дисбаланс вследствие снижения цен на определённую продукцию (например, воспроизводимо снижаются цены на электронику).
Это как? Помимо реестра цен еще одна бюрократическая ступень - "доказательство необходимости"?
Первое время - конечно, прейскурант только будет формироваться. Только все эти доказательства должны быть максимально открыты: почему директору для рабочих поездок необходима "крутая иномарка"? Слово "престиж" и его синонимы вообще будет среди запрещённых, наравне с ненормативной лексикой. А дальше - обсудят. Может быть - примут, может - отклонят. А потом в любой момент могут проверить на коррупцию. И к подписавшему "убеждённому" чиновнику могут возникнуть вопросы. А такой чиновник должен быть не один: это списать прейскурант с аналитики среднерыночных цен - дело несложное.
А в реестре - еще и подклассификация разрешенной цены одного и того же автомобиля "в зависимости от назначения" (опции ведь будут разные)?
А нужны ли разные опции? За каждую отдельную строчку предприятия одного профиля должны будут такие обоснования приводить... С учётом того, что глупость в любой момент может быть выявлена - кто этим займётся? С учётом того, что один единственный чиновник не сможет этот пункт внести в реестр. Скорее всего, директоров и лиц рангом пониже (без разбора, кроме необходимости обеспечения безопасности) посадят на какой-нибудь средненький ВАЗ (нет, можно и на мерседес последней модели, если он под контрсанкции не попадёт, но за счёт прибыли!). А вот предприятия, занимающиеся перевозкой - там другой разговор, выбор вариантов будет шире.
Ух, сколько бюрократов получат источник кормления! Одно только "доказательство необходимости" - абсолютно субъективная штука, никакой формализации не поддающаяся.
Только вся эта гипотетически возможная коррупция всё равно сделает лучше, а не хуже. Даже с учётом возможно проскочивших ненужных трат себестоимость окажется ограниченной. А сейчас в неё пишут всё, что ни попадя, тем самым уходя от налогов. А ещё и размер прибыли в большинстве сфер, в т.ч. социально значимых, никто не ограничивает, 150-200 % себестоимости (такой вот раздутой) считается "ещё куда ни шло".
А ведь у разных авто еще и расход топлива (разного) разный... Как его учесть при покупке? Ведь количество бензина будет определяться лишь много позже и зависеть от количества поездок.
Я же говорю - включён за основу будет некий средненький автомобиль, не абсолютно экономный - но и не жрущий в огромном избытке. Кстати, сэкономить на топливе в городе не так уж и просто: расход топлива резко повышается, когда больше приходится стоять, чем ехать.
Как все это запихать в инструкцию для чиновника?
Для подавляющего большинства предприятий выбора просто не будет. Там же, где правда надо разъезжать по пересечённой местности - будет другой вариант (кстати, не сильно дороже).
А через неделю какой-нибудь Intel выпустит новый процессор, изменит цену на все прочие как устаревшие - и весь реестр придется пересматривать, со всеми сопутствующими процедурами утрясаний, согласований и утверждений. Вспоминаю, как однажды нашей бригаде закрыли наряд на ремонт маленького сельского моста по какой-то несусветно высокой цене - потом выяснили обходными путями, что пожилой прораб по ошибке взял справочник по нормативам (ЕНИР, если кто понимает) издания 1959 года.
А надо ли вбивать стоимость процессора? Нет, конечно, предприятие, выпускающее компьютеры, скорее всего, будет вынуждено давать запрос на пересмотр норм при очень серьёзной смене стоимости процессоров (хотя в большинстве случаев цены на электронику как раз падают, так что предприятие "вздохнёт спокойно", пока наверху не заметят). В других случаях будет указана среднезакупочная цена именно компьютера (или микропроцессорного комплекса - что им там надо). И опять же: купить дешевле не возбраняется, купить дороже - тоже, но за прибыль. Вот купить по прейскурантной цене, но с откатом - это уже преступление, хотя поймать таких не так уж и просто. Пока разница между прейскурантной ценой и доступной рыночной не сильно велика - рисковать не будут. А сейчас это же можно делать (и делают!), только разумный верх цены не установлен. Стоит тот же автомобиль 500 тысяч - а его покупают за 3 миллиона, получая назад 2,5 (и вот - неучтённые деньги, например, на "серые зарплаты"). А там будет стоить те же 500 тысяч, а в прейскуранте - допустим, верхний предел - 600. Будут ли связываться с откатом? Тем более, что эти 100 тысяч и так никуда не деваются, а становятся разрешённой прибылью (разница между выручкой и номинальной себестоимостью должна укладываться в 10-20 %, а экономия - сверх этих процентов, только вот нечасто директору положено автомобили менять).
А еще и обратная сторона: купит предприятие дешевый автомобиль - окажется и с менее комфортным инструментом, и с меньшей разрешенной ценой на свою продукцию: ведь стоимость автомобиля входит в себестоимость.
А в номинальную может войти более дорогой. Вот и лишняя разрешённая прибыль. Правда, это не должно сказаться на качестве продукции (а если скажется - то и проверки не выдержит, и конкуренция, в т.ч. и с импортом, "задушит" - никто это не отменял). А можно прибыль не растить, а продать дешевле и больше - конкуренция не запрещена. Главное - чтобы было выше фактической себестоимости (но можно ниже номинальной), иначе это - демпинг (или ликвидация перед банкротством).