О НАБОЛЕВШЕМ: ВОСПИТАНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ В СШАДанная статья посвящена особенностям воспитания детей в США. Она основана исключительно на моем личном опыте.
Хочется, чтобы прочитав ее, все сегодняшние и будущие родители задумались о происходящем и не допустили подобного на нашей родине. Я пишу о том, что волнует меня лично, и надеюсь, эта статья будет интересна тем, кто хочет что-нибудь узнать о жизни в Америке изнутри и подходу к воспитанию детей в Штатах.
Прошу заметить, что результатом данный статьи я не хочу в ответ слышать комментарии из серии “Если вас так не устраивает все там, то возвращайтесь назад”. Мне бы хотелось услышать о том, как с этим сейчас обстоят дела в России, а также что еще вы бы хотели узнать об аспектах жизни в Штатах.
В данный момент я с семьей проживаю в Америке, но мы с мужем выросли в России, то есть воспитание, полученное нами, можно назвать советским или постсоветским. Что это значит для меня лично? Прежде всего, это возможность развить в детях самостоятельность и независимость с ранних лет. Я помню, как в мои пять лет родители получили свою первую квартиру, и мы переехали из комнаты в общежитии в новостройку, тогда еще находящуюся на окраине города (это уже потом то место перестало быть окраиной). С этих вот пяти лет я и гуляла целыми днями во дворе с кучей таких же, как и я, детей. Мы бегали по подъездам, катались в лифтах, лазили по гаражам. Несмотря на столь юный возраст, мы хорошо понимали и чувствовали, где может подстерегать опасность, с кем стоит поддерживать разговор, а с кем нет. Это знание передавалось через детские слухи о “злых дядьках”, через страшилки, рассказанные друг другу и предупреждения родителей о том, что с мужиками незнакомыми в подъезд и лифт одной ни в коем случае заходить не стоит. Мы знали, где заканчивается безопасная зона, а где начинается опасная. Мы были в состоянии сходить сами в магазин, купить необходимое и, посчитав сдачу, купить на нее еще и себе что-то типа жевательной резинки или пломбира в удовольствие. Мы были в состоянии уже в 10 лет сесть в автобус и проехать почти 30 минут на нем до школы. Зимой бывало, что автобус ломался посреди дороги или за несколько остановок до школы. Мы садились на следующий, кое-как впихнувшись в уже переполненный автобус, либо же шли пешком оставшиеся несколько остановок по сугробам. И ничего, как-то решали эти вопросы, как-то выжили. Никто не жаловался.
Родив троих детей в Штатах, я отчаянно пытаюсь воспитывать и растить их подобным образом, а именно привить в них это чувство самостоятельности, взрастить в них жизненную смекалку. И вот тут я натолкнулась на ряд проблем и препятствий, большинство из которых вызывают во мне отчаянный протест. Начнем с того, что до 13 лет я не имею возможности оставить ребенка одного дома. Чисто теоретически я это сделать могу, но есть шанс, что “настучат доброжелательные соседи”, и дело закончится вызовом полиции и шансом того, что ребенка просто отнимут. Однажды в попытке сходить в туалет на вокзале, я попросила своего девятилетнего сына просто подождать меня одну минуту снаружи. Лично я считаю, что в 9 лет мальчик не должен находиться в женском туалете, да и он сам туда уже не зайдет, даже если я попрошу. Выйдя из туалета через одну минуту, я увидела стоящего с ним рядом полицейского. На вопрос, что случилось, мне прочитали лекцию о том, что я не должна оставлять его одного. А в чем, собственно, проблема? Ответ поверг меня в шок. А что, если он вас не дождется и просто куда-то уйдет или сядет на поезд и уедет? На мой вопрос, а как же, мне собственно тогда сходить в туалет, мне ответили, что я могу либо сходить в мужской, либо найти на вокзале полицейского и попросить его постоять с моим сыном, пока я в туалете. Другая ситуация произошла на том же воказле, но теперь уже при попытке моего сына сходить в МУЖСКОЙ туалет, пока я жду его снаружи. С моим сыном оттуда вышел уже другой полицейский, и мне опять была прочитана лекция о том, что одного я его туда пускать не должна. И на мой вопрос, а что же с ним может там произойти, мне ответили, что он может (ВНИМАНИЕ!) там заблудиться! Да! Заблудиться в туалете, где имеется только один вход, который так же является и выходом! Ситуация, по сути, тупиковая, и по их логике, мы не можем никак по отдельности посетить туалеты.
Еще один похожий пример произошел в детском саду, когда пятилетний ребенок забыл сменную обувь в своей группе. Находясь на первом этаже с детским сиденьем, в котором лежал двухмесячный младенец и безмятежно спал, я отправила ребенка на второй этаж за обувью. Через минуту одна из сотрудниц сада привела мне его обратно, без обуви, и отчитала за то, что я отправила его одного. Лекция ее сопровождалась аргументами, что он может потеряться и не вернуться ко мне. Да, в садике, с одним входом и тем же самым одним выходом. К моим контраргументам, что ребенок в саду уже почти год и прекрасно ориентируется, она была глуха. И да, да, надо тащиться за обувью на второй этаж всем вместе, и мне нести с собой детское сиденье с младенцем и ребенком в нем.
Мою подругу вызвали в школу за то, что ее восьмилетний сын спустился в туалет, находящийся этажом ниже (туалет на их этаже был занят), и не предупредил об этом учительницу. Попросили ее поговорить с сыном о том, что так делать нельзя. Первые семь лет мальчик прожил в Украине. Почему ходить в туалет этажом ниже без спроса она ему логично объяснить не смогла, но зато ребенок стал спрашивать разрешения сходить в туалет даже у себя домой, настолько его напугали в школе.
Еще одной острой проблемой является тот факт, что детей не учат самостоятельно разрешать конфликты внутри сверстников. Широко известно то, что в Америке поощрается стукачество, и я неоднократно наблюдала, как при любой проблеме, возникшей во время школьной перемены, дети от мала до велика бегут с этой проблемой к учителю, и учителя активно поощрают данное поведение. Обычно конфликт решается в пользу самого первого “настучавшего”. И ни разу я не слышала, чтобы учитель даже 13-летнему подростку предложил бы разобраться как-нибудь самому с тем, что с ним, например, никто не хочет играть.
Основная проблема, на мой счет, заключается в том, что местная общественность поддерживает и всячески поощрает подобное отношение и воспитание. Если я гуляю с коляской, а мой сын впереди едет на велосипеде, и я прошу его периодически останавливаться и ждать меня, то подойдя к нему, я уже вижу, как рядом с ним стоит чернокожий велосипедист и расспрашивает его о том, где же его родители. При этом мой ребенок не выглядит, как потерявшийся или в отчаянии ищущий родителей, он не находится в паническом состоянии. Он просто спокойно ждет, пока я с коляской подойду к нему. Он стоит на специально отведенной велосипедной дорожке (это к тому, что угрозы быть сбитым машиной никакой нет). А как же тогда он вообще научится чувствовать эту угрозу, если при отсутствии мамы на одну минуту, к нему уже подбегают “доброжелатели” в попытке эту маму найти? О возможности отпустить ребенка погулять одного на улице и речи быть не может. Здесь это просто сделать невозможно. Никак. До 13 лет ребенок может гулять только под присмотром взрослого. Говорить о развитии самостоятельности, о приобретении этой самой уличной смекалки, о возможности научиться решать конфликты среди сверстников самостоятельно речи и быть не может. Более того, ребенок будет просто не в состоянии адаптироваться в будущем к любым нестандартным ситуациям, к любому отклонению от нормы. Лично я считаю, что это тупиковая ситуация.
Что же привело американцев к такой ситуации? Частично способствала этому тенденция американцев доводить любую идею с благой целью до абсурда (и да, идея установить во всем мире демократию относится сюда же). Да, мы должны каким-то образом наказывать тех родителей, которые подвергают своих детей насилию и чьи дети не получают должного ухода, но никто не смог провести четкую грань между насилием в семье и адекватным воспитанием. Так сказать, была введена защита против идиотов от них самих же. В основном, конечно, виновата тут и их система правосудия, когда законы строятся исключительно на частных случаях и отдельных судебных исках. Например, штат Нью-Джерси ввел закон о преследовании тех родителей, которые “пренебрегают” своими детьми, еще в начале 90х годов, и связано это частично еще и с тем, что именно в это время стали процветать медиа средства, освещающие и раздувающие любые частные случаи, которые бы могли вызвать общественный резонанс.
В данный момент я вижу, что отдельные люди в Штатах, способные мыслить широко, начинают постепенно пропагандировать систему “свободного воспитания” (free-range parenting), описанную еще Бенджамином Споком. Так, например, в этом году Юта была первым штатом, что отменила судебное наказание родителей, если они оставят детей на улице поиграть одних без присмотра взрослых. Получается, почти 30 лет должно было пройти, чтобы понять и осознать абсурдность этих законов и их последствия. Я только надеюсь, что на одной Юте данное движение не остановится, и Америка все-таки придет к тому, что здравый смысл восторжествует, и американцы снова смогут растить своих детей так, чтобы они смогли вырасти самостоятельными приспособленными к жизни людьми. Хочется, чтобы это заняло не 30 лет, а меньше.
Теперь же коротко о том, как приспосабливаюсь к данным условиям лично я, с учетом того, что “если в Америке все так плохо, то возвращайтесь назад” – в данный момент не является возможным по ряду причин. Во-первых, я и муж всячески поощраем самостоятельность внутри нашей семьи и дома. Вынести мусор, помочь приготовить или помыть посуду, присмотреть за младшим ребенком, сходить забрать почту из почтового ящика – мы предлагаем это сделать детям самим. Мы используем любую возможность поощрить в них чувство независимости, насколько это позволяет нам сделать закон. Своих 6-летнего и 9-летнего сыновей я начала на короткое время оставлять дома одних, чтобы съездить за продуктами. Мы стараемся им объяснить, что стукачеством далеко не уедешь, и что это, скорее, позорное поведение, если, конечно, вопрос не касается причинения физического вреда кому-то из сверстников, и что по возможности надо уметь решать конфликты самим. Дети прекрасно читают на русском, и мы подбираем соответствующую литературу, стараясь не отставать от списка чтения, предлагаемого данному возрасту российской классической программой. Во-вторых, уже несколько лет подряд мальчики проводят лето в России у бабушек, на даче, где они играют на улице, катаются на велосипедах, помогают дедушкам строить и мастерить, рубить дрова, пользоваться “мужскими” инструментами. Несмотря на ограничения, наложенные американскими особенностями воспитания, мы хотим вырастить из них людей, приспособленных к жизни. Неоднократно на работу мы наблюдали, как молодые люди, только пришедшие из колледжей и воспитанные американской системой, не справляются с ситуациями, выходящими за рамки стандартных, а также решать конфликты без привлечения менеджмента. Мы не хотим нашим детям такого будущего, что и послужило причиной данной статьи.
Источник:
Афтершок