В Приморье доход семейной пары с двумя детьми должен составлять не менее 240 тысячПочему 100-120 тысяч для края - это верхняя планка бедности
Средний американец или европеец должен понимать, во сколько лет он начнет работать, какому доходу соответствует какой класс автомобиля и какова степень престижности тех или иных магазинов, когда можно брать ипотечный кредит, когда он будет выплачен и можно будет проводить время в турпоездках. Денежные стимулы работают на протяжении всей жизни: нужно менять машины, выплачивать кредиты, держаться за место, стремиться к карьерному росту и росту доходов. Соответственно, рынок потребления должен обеспечивать не только «прожиточный минимум», но и разнообразие знаков социального престижа, необходимых на разных ступенях карьеры.
Но в нашей стране одинакового по образу жизни социально стабильного большинства еще никогда не было. Хотя бы потому, что средние доходы по стране недотягивают до уровня среднего класса. И даже большая часть среднего класса быстро достигает того предела, когда вроде уже «все есть», а следующей большой семейной инвестиции, например, покупки квартиры, не видно ни в какой реалистичной перспективе. Отсюда и некоторые особенности образа жизни людей с доходами чуть выше среднего: покупка новых автомобилей и туристические маршруты «не по средствам» (все равно на квартиру не хватит), практически безразличное отношение к чекам за еду и коммунальные услуги, относительно слабый интерес к разного рода скидкам и семейной экономии, слабое пока развитие вкладов и других игр в накопление, зато относительно большие вложения в образование детей.
Социологи отмечают и так называемую вторичную бедность: это когда у человека хватает денег на самое необходимое, но сегодня он пойдет в дорогой ресторан с друзьями, а завтра будет сидеть на одном кефире. В последние годы возникло и новое явление, от которого страдают работодатели: начиная с определенного дохода многие люди не заинтересованы в повышении зарплаты и в более статусной и интенсивной работе — они в этом смысле свободны от общества потребления, от кредитов, от обязательств. Возможность сделать следующий шаг в улучшении качества жизни кажется им призрачной, поэтому они, вместо того чтобы делать карьеру, предпочитают расслабиться и получать удовольствие.
В области потребления в чем-то россияне избыточно активны, а что-то им остается хронически недоступно. Для большинства это не только жилье, но и, например, здравоохранение: в случае чего все равно придется заплатить заранее неизвестную, но очевидно неподъемную сумму, так что ничего не спланируешь.
Если принимать во внимание материальную обеспеченность среднего класса, то видно, как истончается прослойка «середняков» в России. Причем тоньше она становится с каждым годом, с каждым новым кризисом. По данным Росстата, с 1995 г. социальное расслоение в стране сильно увеличилось, об этом свидетельствуют коэффициенты фондов и Джини. Первый указывает на соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан, второй — на концентрацию доходов: если предположить, что у всех граждан доходы одинаковые, тогда он равен нулю, а если весь доход в стране принадлежал бы одному человеку, тогда коэффициент был бы равен единице.
В 1995 г. коэффициент фондов составлял 13,5. В 2016-м — уже 15,7. Коэффициент Джини за тот же период вырос с 0,387 до 0,414. Пикового значения коэффициенты достигали в 2007 г.: фондовый достиг 16,7, а Джини — 0,422. И хотя с тех пор они несколько снизились, значение их находится на таком уровне, что представляет угрозу экономической безопасности страны: усиление дифференциации населения по уровню доходов является одной из 25 внутренних и внешних угроз и вызовов для экономической безопасности.
В первом полугодии 2017 г. разрыв в доходах между богатыми и бедными опять вырос.
По предварительным данным Росстата, в I полугодии 2017 г. объем денежных доходов, которые приходятся на долю 10% наименее обеспеченного населения, не изменился по сравнению с тем же периодом 2016 г. — 2,1%, а вот на долю 10% наиболее обеспеченного населения пришлось 29,5% доходов. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), за последние четыре года доходы населения сократились на 11,2%, размер назначенных пенсий — на 7,4%, а реальная заработная плата — на 2,9%. По итогам 2016 г. доля бедного населения, то есть тех, чей уровень доходов ниже прожиточного минимума, составила 13,5% населения страны, а это 19,8 млн человек.
В то же время богатые продолжают богатеть. Рост благосостояния богатых людей вырос всего на 0,1%, однако в абсолютных цифрах это впечатляющие суммы. К тому же официальная статистика в число богатых относит людей с ежемесячным доходом от 60 тыс. руб., то есть в одну группу попадают и вчерашние студенты, получившие место в офисе металлургической компании, и топ-менеджеры, и хозяева этих предприятий. «Коэффициент Джини в размере 0,414 — это очень неблагоприятный уровень, по которому Россия находится лишь в шестом десятке стран мира. На долю 1% населения России приходится 74,5% богатства страны. Это делает Россию самой неблагополучной по данному показателю страной в мире, — считает ведущий аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.
Большая часть население берет кредиты. По данным «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения» Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС, всего за август 2017 г. населению было выдано кредитов на общую сумму 817,76 млрд руб., что на 24,9% выше показателя за аналогичный период предыдущего года. Задолженность населения по кредитам по состоянию на первое сентября составила 11477,6 млрд руб., увеличившись с начала года на 6,5%, а за 12 месяцев — на 7,7%.
Индекс потребительской уверенности в III квартале 2017 года повысился на 3 пункта относительно предыдущего квартала и составил –11%, что соответствует уровню аналогичного периода 2010 года. Заметно возросла уверенность потребителей в возрасте 30–49 лет. Доля тех, кто считает текущее время благоприятным для совершения крупных покупок, немного выросла в III квартале 2017 г., однако почти половина населения придерживается противоположной точки зрения. В целом индекс благоприятности для крупных покупок остается сильно отрицательным и пока не восстановился до значений 2012–2013 гг.
Максим Кривелевич, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента ДВФУ: «Принадлежность к среднему классу традиционно определяется как интегральный показатель, учитывающий уровень доходов в расчете на члена семьи, уровень образования, наличие гражданских свобод и доступ к базовым инфраструктурным и социальным благам. Средний класс очень слабо представлен в большинстве российских регионов. Если в столице можно говорить о 35% населения, относимых к среднему классу, то в моногородах этот уровень зачастую составляет 12–15%.
В Приморском крае ввиду значительно более высокой доли самозанятого населения, а также благодаря морякам, рыбакам и другим представителям специфичных дальневосточных профессий, средний класс разительно отличается от базового российского сценария.
Средний класс Приморья практически соответствует среднему классу Аляски или прибрежных канадских провинций по своей структуре и даже по политическим взглядам».
По его мнению, привилегии среднего класса в стране доступны только чиновникам и жителям столицы. Поэтому можно выделить московский средний класс, который идентифицирует себя как «креативный класс». Эти люди часто имеют крайне смутное представление о жизни за пределами МКАД и заменяют образование социальной активностью. Приморские и приграничные территории остаются островком, на котором живут люди с энергией пионеров Дикого Запада, которые формируют свою специфическую форму среднего класса. Конечно, имущественный ценз важен для отнесения домохозяйства к среднему классу, однако, учитывая условность права собственности, те сегменты среднего класса, которые не питаются непосредственно из бюджета, стараются поддерживать высокую мобильность своих сбережений. Средний класс, не чувствующий себя классово близким к чиновникам, предпочитает жить «ниже радара», ездить на старых автомобилях и держать сбережения в денежной форме и по возможности за пределами таможенной территории РФ.
Впрочем, социологи уверены: вывести общую формулу потребления среднего класса трудно. В отличие от очень бедных и очень богатых, средний класс крайне неоднороден. Люди с одними и теми же доходами, образованием и положением в обществе могут сильно отличаться в том, что касается расходов. На отдых за границу ежегодно выезжают, допустим 5% приморцев. Значит ли это, что у нас к среднему классу относится 5% населения? Естественно, нет. Один поедет в Париж, другой — на рыбалку. Один купит себе смартфон и иномарку в кредит, а другой так и будет ходить со стареньким телефоном и ездить на бэушной машине. Один — молодой программист, второй — успешный профессор шестидесяти лет, который не покупает компьютер, потому что не умеет им пользоваться. В значительном числе случаев разница между этими людьми будет вовсе не в уровне доходов, а в жизненных ориентирах.
Сергей Косиков, генеральный директор «Городского риелторского центра»: «Средний класс консервативен, это люди старше 35 лет, и недвижимость они предпочитают покупать, а не брать в аренду. Представители среднего класса, как правило, имеют опыт покупки недвижимости, знают, чего хотят, понимают рыночную стоимость жилья. Это самый удобный вид клиентов. Возможно, не все они имеют дипломы о высшем образовании, но их деятельность связана с документами и сделками, как правило, эти люди хорошо понимают механизмы купли-продажи сами или нанимают тех, кто в этом разбирается. Цена — важный параметр, и если «середняки» выбирают из двух похожих вариантов, то остановятся на более дешевом или будут торговаться до приемлемой стоимости».
Генеральный директор «Городского риелторского центра» объясняет, что средний класс берет недвижимость в ипотеку, но средний чек такого кредита больше, чем в экономклассе. Многие имеют по две-три квартиры, которые сдают, а за счет этих денег выплачивают ипотеку. Покупают «середняки» и жилье для детей, при этом ориентируются не на гостинки, а на новостройки.
Представители среднего класса обращают внимание и на внутреннюю отделку жилья.
«Смотрят на качество ремонта, на приспособленность новой квартиры для жизни», — добавляет Сергей Косиков.
Нина Урюпина, совладелица КФХ «Зелень»: «Если подразумевать под средним классом человека, средний доход которого не менее 60 тыс. рублей, то доход семейной пары с двумя детьми должен составлять не менее 240 тыс. Этих средств хватит только на удовлетворение базовых потребностей. И комфортно они смогут жить только в том случае, если у них уже есть квартира и транспорт. Для семьи из четырех человек нужна 3-комнатная квартира площадью не менее 100 м2. Стоимость такого жилья с нормальным ремонтом составляет во Владивостоке около 10 млн рублей.
Молодой семье потребуется два автомобиля. Нормальный кроссовер адекватного года выпуска стоит около 1,5 млн. И это даже не представительский класс. Вот если на эти нужды семье кто-то подарит 15 млн то на ежемесячный доход в 200 тыс. можно более или менее жить. Скорее всего, такая семья не сможет обеспечить детей хорошим образованием, не сможет выезжать на отдых без стеснения в средствах.
При этом какую реальность мы имеем: она работает менеджером с доходом 50 тыс., он тоже полуменеджер с доходом 50–70 тыс. Семье с доходом 100–120 тыс. не хватает на хороший ремонт, автомобиль и отдых. При этом считается, что семья хорошо живет. Это не средний класс, конечно. Это верхняя планка бедности».
И все-таки эксперты уверены: культуру потребления в Приморье в ближайшее время будут определять не «вторичные бедняки», а люди, у которых есть внутренняя мотивация к работе и своя личная и семейная стратегия. При прочих равных условиях стиль жизни и ценностные ориентиры у двух представителей среднего класса могут быть диаметрально противоположными. Причем стратегии эти сами по себе не хороши и не плохи. Они просто разные.
Екатерина Омельяненко, руководитель компании Korea for me and for you: «Средний класс совершает обдуманные покупки. Главным критерием выбора является не цена, а качество продукта. Потребитель этой категории хочет отдать деньги за тот товар, который действительно работает. Обо всех качествах и характеристиках такой клиент расспросит консультанта, что-то прочитает в Интернете. Если товар не оправдает ожиданий, то покупатель придет в магазин и сообщит об этом. Для того чтобы заинтересовать клиента из среднего класса, нужно продавать действительно качественный продукт. Скидки, акции и другие маркетинговые уловки большого эффекта не окажут. Разумеется, всем нам приятно получать бонусы, но «середняки» — люди образованные и отлично понимают, что все скидки уже заложены в стоимость товара».
Нина Урюпина: «Что касается фермеров, которых я знаю, все они до уровня среднего класса недотягивают. Сельское хозяйство — деятельность сезонная, ежемесячного дохода не приносит. Сезон, когда можно что-то получить, длится всего четыре месяца в год. Чтобы семье из четырех человек ежемесячно иметь 240 тыс., в сезон нужно заработать 4 млн рублей. Один миллион уйдет на затраты на производство, на оставшиеся три семья будет жить. Но чтобы иметь такой доход, в дело нужно вложить не менее 10 млн — закупить технику, построить жилье для персонала. В таком случае фермер превращается в бизнесмена.
Те люди, которых принято считать аграриями, к среднему классу никак не относятся. В Приморском крае урожай то утонет, то засохнет, то пропадет, то снова утонет. Один мой сосед в этом году посадил картошку, второй — арбузы. Картошка утонула в сезон дожей, арбузы побила медянка. Обрабатывая 5 га земли, они зарабатывают максимум тысяч сто, и это в самых шоколадных условиях. А в Приморье шоколадно не бывает».
Ксения СУХИХ
КОММЕНТАРИЙ
Галина Шуленина, учитель русского языка и литературы: «Я считаю себя представителем среднего класса. Работаю учителем в сельской местности много лет и исходя из личного опыта не могу согласиться с мнением социологов и экономистов (хотя, наверное, им виднее) о том, что средний класс беднеет постоянно начиная с 90-х годов. Если сравнивать мою покупательную способность в 90-е, 2000-е и в настоящее время, то сейчас она, безусловно, выше. Я, конечно, в настоящее время не могу себе позволить купить все, что хочу, но тогда я не могла себе позволить купить самое необходимое.
Если рассматривать понятие среднего класса в широком смысле, как прослойку между богатыми и бедными, то средний класс на селе все-таки ближе стоит к бедным, нежели к богатым. Можно ли считать человека с зарплатой 30 тыс. представителем среднего класса? Для села это просто хорошая зарплата».
http://konkurent.ru/index.php?cont=article&ida=16677