Российские власти успешно предотвратили масштабную акцию протеста дальнобойщиков из разных регионов страны, которые планировали к понедельнику приехать в Москву и заблокировать движение на МКАДе. Уже к вечеру воскресенья сами активисты протестного движения признали, что противодействие властей оказалось слишком быстрым, слишком мощным и разнообразным, поэтому разрозненные, почти не координируемые группки возмущенных дальнобойщиков не имели шансов оказаться к утру понедельника в Москве.
И если в Петербурге, на северо-западном направлении "на Москву" представители правоохранительных органов, по свидетельству очевидцев, "охотились" прежде всего на лидеров протестного движения, пытаясь максимально затруднить их продвижение, завернуть обратно в Питер, а то и просто задержать на несколько часов под любыми предлогами, то на соседних северном и северо-восточном направлениях, под Вологдой была применена другая тактика — тотального запрета на проезд большегрузов.
Власти просто перекрыли для них движение в сторону Москвы — и не на подступах к столице, а за 400 километров от нее.
"Московская область закрыта"Проезжая в ночь на понедельник по Ярославскому шоссе, я немного удивился, не обнаружив серьезных преград для фур на постах дорожной полиции в Московской области, затем во Владимирской области и, наконец, на всем протяжении дороги до самого Ярославля. Однако грузовые машины на дороге встречались непривычно редко, и уж точно не было ничего подобного "караванам" из нескольких фур.
Все воскресенье в новостные ленты СМИ, освещающих протест дальнобойщиков, попадали сообщения преимущественно из Петербурга или с юга — откуда к Москве должна была двигаться большая колонна дагестанских "дальнобоев". Лишь к вечеру стало известно, что еще одним важным "рубежом обороны" властей от недовольных стала Вологодская область, а точнее небольшой пост ДПС у деревни Бакланка на трассе М8 в 60 километрах от Вологды.
С точки зрения географии выбор места для блок-поста на пути у дальнобойщиков был сделан безупречно.
С севера и северо-востока машины едут через этот маленький пост, чтобы затем по шоссе следовать дальше до мостов через Волгу в Ярославле.
Альтернативные же дороги на Москву идут в объезд расположенного по соседству гигантского Рыбинского водохранилища - такой путь занимает гораздо больше времени, да и дороги хуже.
В пять утра понедельника улыбчивый инспектор ГАИ на посту в Бакланке с готовностью подтвердил, что "Московская область закрыта", поэтому шансов у большегрузов проехать здесь мало.
В подтверждение его слов на двух стоянках стояло на ночевке около ста фур, их водителей видно не было, но на посту было тем не менее многолюдно.
Только рядовых инспекторов ГИБДД человек восемь, много полицейских, причем несколько весьма высокого ранга (в течение дня тут, по словам очевидцев, можно было встретить даже самого начальника вологодского ГИБДД и его замов), а также сотрудники МЧС, скорой помощи и — что не могло не броситься в глаза в первую очередь — как минимум два спецназовца с автоматами в черной форме, черных балаклавах, закрывавших лицо до глаз и с черными же нашивками.
Рядом стояли две большие палатки и полевая кухня.
"Вы же сами видите — вон, вся парковка в фурах, никто дальше не едет, но зато тут все готово для водителей. Хочешь — иди грейся, хочешь — накормят. Даже скорая помощь на всякий случай стоит", - объяснил мне все тот же разговорчивый инспектор цель этих приготовлений.
"Регистрация на посту"Подъезжающим дальнобойщикам сотрудники ГИБДД напрямую говорят, что проехать дальше шансов мало, хотя формально каждому водителю все равно приходится пройти через долгую процедуру проверки документов в здании поста и осмотра машины.
Через маленькое окошко почти каждый водитель слышал стандартную фразу, что "проезд по Московской области закрыт", а особо любознательные могли услышать ту же фразу от одного из полицейских начальников с добавлением, что новый режим действует "до дальнейших распоряжений".
Проверка документов получила название "регистрации на посту". Водителям не оставалось ничего, кроме как подчиниться новому регламенту и с ужасом рассуждать о том, во что превратится их дальнейший путь, если такая "регистрация" их ждет на каждом посту ДПС.
"Сейчас тут спокойно, а вот вечером было весело. Пробка стояла аж до Ростилово, это километров шесть!" - рассказал инспектор ГИБДД.
Вопрос о желании водителя участвовать в протестных акциях, похоже, даже не задавался — останавливали всех подряд, и чтобы проехать дальше, у дальнобойщика должны были отыскаться какие-то исключительно веские основания.
В соцсетях появлялись сообщения возмущенных дальнобойщиков, что "на Бакланке" скопилось больше двухсот фур, - и это похоже на правду. Пропускали только отдельные машины — их водителям, по всей видимости, удалось убедить гаишников в том, что они следуют действительно по неотложному делу с каким-нибудь важным или скоропортящимся грузом.
Разрядить ситуацию на посту удалось только глубокой ночью. Судя по всему, сотрудники блок-поста получили распоряжение "ослабить хватку", и ближе к четырем часам утра на Ярославль были подряд пропущены около пятидесяти фур.
Те, кому не повезло, либо давно устроились на ночлег, либо — как им советовали полицейские — развернулись и уехали обратно в Вологду. Среди оставшихся обивать пороги поста водителей не было ни одного, кто бы признался, что он надеется добраться до Москвы для участия в протестной акции.
Акция протеста российских дальнобойщиков против введения системы "Платон" переносится, заявил в понедельник один из ее координаторов, председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов.
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151130_lorries_strike_vologda