В Париже представили детали плана борьбы с фейковыми новостями Министр культуры Франции Франсуаза Ниссен во вторник, 13 февраля, рассказала подробности подготовленного правительством законопроекта против фейковых новостей, о котором в начале января объявил президент Эмманюэль Макрон в ходе своего обращения к прессе.
Кого может коснуться закон против фейковых новостей?Французская инициатива против ложных новостей получила название «закон о надежности и доверии к информации». Министр культуры рассказала, что законопроект уже почти готов. Парламентское большинство представит его в ближайшие дни.
Ниссен объяснила, что предметом инициативы стали каналы распространения фейковых новостей.
Закон касается таких интернет-платформ, как, например, Facebook и Youtube, и «СМИ под влиянием иностранных государств».
К последним относятся, например, RT и Sputnik, финансируемые Россией. Российский телеканал RT начал вещание во Франции в декабре прошлого года. А на совместной пресс-конференции с президентом России Владимиром Путиным в мае 2017 года Эмманюэль Макрон назвал RT и Sputnik «органами влияния и лживой пропаганды».
В министерстве культуры объяснили, что при разработке законопроекта руководствовались случаями массового распространения фейковых новостей в ходе выборов президента США в 2016 году, кампании перед референдумом по вопросу выхода Великобритании из ЕС и референдума в Каталонии.
Французскую инициативу против фейковых новостей критиковали в Москве. Глава российского МИД Сергей Лавров говорил, что фейковыми сообщения могут называться в одностороннем порядке «без всяких обменов аргументами и без какого-либо внятного разбирательства».
Что можно будет сделать на практике?Если французскую законодательную инициативу примут, она должна будет действовать непосредственно перед выборами, в течение максимум пяти недель.
В этот период Высший аудиовизуальный совет Франции (CSA) сможет приостановить и даже отозвать лицензию на вещание СМИ под влиянием иностранного государства, если надзорный орган сочтет, что это СМИ распространяет фейковую информацию.
Что касается интернет-платформ (Facebook, Twitter, Youtube и так далее), они в этот предвыборный период должны будут сообщать, кто и за какую цену продвигал те или иные сообщения. С помощью такого платного продвижения в соцсетях можно обеспечить более широкий охват. Такие проплаченные материалы больше людей видят в фейсбуке или они, например, могут появляться на главной странице ютюба.
В сентябре прошлого года в Facebook объявили, что обнаружили сотни аккаунтов, через которые распространялась политическая реклама до и после президентских выборов в США. В компании полагают, что эти страницы связаны с Россией. В общей сложности размещено было около трех тысяч объявлений, на что было потрачено около 100 тысяч долларов.Французское ведомство считает, что обнародование цены, заплаченной за продвижение того или иного материала, может быть полезно для СМИ, занимающихся фактчекингом (проверкой фактов): «они смогут больше внимания уделять материалам, за продвижение которых заплатили миллион евро, чем тем, за которые заплатили 50 евро». Законопроект, кстати, предусматривает «обязанность сотрудничать» для этих сайтов.
Наконец, законопроект предусматривает быстрое пресечение дезинформации. Во французском законодательстве уже прописано такое правонарушение как «ложная новость». Но, если новый законопроект одобрят, суды в ускоренном порядке смогут принимать решение прекратить вирусное распространение ложных новостей в период избирательной кампании.
http://ru.rfi.fr/frantsiya/20180213-v-parizhe-predstavili-detali-plana-borby-s-feikovymi-novostyami