trusha
|
|
« Ответ #1997 : 24 Октября 2017, 05:44 » |
|
Но, возможно, у России появятся некие перспективы...
ВЭФ-2017: неофициальный взгляд на официальные итоги 6-7 сентября во Владивостоке проходил Третий Восточный экономический форум, на котором было заключено 217 соглашений на сумму порядка 2,5 трлн рублей. Учитывая, что в 2015 году объем составлял 1,3 трлн, в 2016 - 1,85 трлн рублей, ВЭФ уже можно считать успешным. Однако эффективность и значимость этого форума измеряется не только суммами заключенных соглашений и количеством участников. Самое главное, пожалуй, заключается в том, что ВЭФ стал наглядным подтверждением того, что руководство страны действительно уделяет огромное внимание развитию Дальнего Востока, который постепенно превращается из далекого провинциального региона в огромную территорию опережающего развития. Говоря об итогах форума, прежде всего хотелось бы отметить подписанные на нем соглашения. Выступая на пресс-конференции, вице-премьер Правительства РФ и полномочный представитель Президента России в ДВФО Юрий Трутнев выделил пять наиболее крупных соглашений: - Соглашение об осуществлении деятельности на территории ТОР «Свободный» между ООО «Газпром переработка Благовещенск» и КРДВ на сумму 948,35 миллиардов рублей. Здесь будет создано 2589 рабочих мест. - Соглашение о реализации на ТОР «Нефтехимический» инвестиционного проекта по созданию нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств по выпуску моторных топлив Евро-5 и прочей нефтехимической продукции на сумму свыше 650 миллиардов рублей. Союз корпорации развития Дальнего Востока и Восточной нефтхимической компании обещает создать 4420 рабочих мест. - Соглашение между Минвостокразвития России и ЗАО «Находкинский завод минеральных удобрений» о строительстве Находкинского завода минеральных удобрений на сумму 387,7 миллиардов рублей. Согласно договору, данный проект обеспечит Приморью и Дальнему Востоку в целом более 1950 новых рабочих мест. - Соглашение о реализации инвестиционного проекта по созданию производства метанола на более 234 рабочих мест в городе Сковородино Амурской области между Минвостокразвития России и ОАО «Технолизинг» ООО «ЕСН» на сумму 44,3 миллиардов рублей. - Соглашение о реализации инвестиционного проектов по созданию трех животноводческих комплексов и молокозавода в ТОР «Михайловский» Приморского края между КРДВ и вьетнамской компанией ООО «ТиЭйч Рус Приморский» на общую сумму в 16 миллиардов рублей, где в будущем будет создано 500 рабочих мест. Следует отметить, что в рамках Третьего Восточного экономического форума статус резидента Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития получили 26 компаний – инвесторов. 10 из них планируют осуществить своих проекты в рамках ТОР, а 16 – в рамках СПВ. Так, помимо вышеуказанных проектов в ТОР «Солнечный», «Нефтехимический» и «Михайловский», следует отметить и другие. Компания «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» планирует реализовать в ТОР «Надеждинская» инвестиционный проект по созданию и модернизации мощностей промышленного производства моторных транспортных средств и двигателей Mazda семейства SkyActiv-G, включая их сборку и механообработку базового компонента двигателя. В рамках проекта компания планирует выйти на производственную мощность по выпуску 50 тысяч двигателей в год. При этом в рамках ВЭФ статус резидента ТОР «Надеждинская» получили еще четыре компании. В Южно-Сахалинске в ТОР «Южная» компания «Транс – Норд» создаст промышленный «Индустриальный парк», а в ТОР «Комсомольск» компанией-инвестором «РФП «Древесные гранулы» будет организовано производство топливных гранул (пеллет). Свободный порт Владивосток, в свою очередь, пополнился шестнадцатью новыми инвестиционными проектами. Здесь, в частности, планируется реализовать проекты по строительству современных жилых комплексов, коммерческой недвижимости, гостиниц, медицинских центров, комплексному освоению территорий, включающему возведение школ, детских садов, торгово-развлекательных комплексов. Кроме того, на территории СПВ в Приморском крае резиденты «Гольф-парк ДВ» и «Кристалл-Гольф Клуб» запустят две крупные гольф-площадки, а компания «Приморский ипподром» создаст комбинированный ипподром для скаковых и беговых соревнований. Безусловно, нельзя обойти вниманием и подписание Фондом развития Дальнего Востока соглашения с Экспортно-импортным банком Кореи (KEXIM) с объемом вложений в 2 млрд долларов, а также заключение договора между ФРДВ и китайским Центром шелкового пути о сотрудничестве на острове Русский с инвестициями в размере 45 млрд рублей. В свою очередь, глава Минпромторга Денис Мантуров и министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж договорились о создании российского департамента Национального агентства по развитию и стимулированию инвестиций Invest India. Также в число подписанных в рамках ВЭФ документов входит ряд соглашений и меморандумов о сотрудничестве между Фондом «Росконгресс» и его региональными партнерами из числа деловых объединений и экономических ассоциаций: Корейским агентством содействия торговле и инвестициям (KOTPA), Японской ассоциацией по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (ROTOBO), Китайской ассоциацией по развитию предприятий за рубежом (CODA), Филиппино-российской бизнес-ассамблеей (PRBA), Форумом ADC (Australian Davos Connection Ltd). В этом году в Восточном экономическом форуме приняли участие более 6 тысяч человек, в том числе зарубежные участники из более 60 стран. Из первых лиц в форуме участвовали президент России Владимир Путин, президент Республики Корея Мун Чжэ Ин, президент Монголии Халтмагийн Баттулга, а также вице-премьер Японии Синдзо Абэ. С китайской стороны присутствовал вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян. Кроме того, в работе ВЭФ приняли участие член Политбюро, секретарь ЦК, заведующий отделом ЦК Компартии Вьетнама по экономическим вопросам Нгуен Ван Бинь; министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж; губернатор штата Калифорния (США) Джеральд Эдмунд Браун; заместитель премьер-министра, министр экономики, министр внутренней безопасности, министр обороны Великого Герцогства Люксембург Этьен Шнайдер; заместитель премьер-министра, министр стратегии и финансов Республики Корея Ким Донг Ён; Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов и другие официальные лица, 10 иностранных министров из Индии, КНДР, Монголии, Республики Корея и Японии, а также главы дипломатического корпуса Аргентины, Брунея, Индии, Ирана, Китая, Монголии, Республики Корея, Филиппин, ЮАР и Японии. Самая многочисленная делегация прибыла из Японии, а самой малочисленной была делегация КНДР, которую представляли шесть человек. Говоря о затронутых на ВЭФ вопросах экономического сотрудничества, особо следует отметить озвученный президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином тезис о перспективах заключения договора о свободной торговле между Южной Кореей и ЕАЭС. Актуальность этого вопроса сейчас весьма велика, и не только потому, что договор о свободной торговле может стать мощным катализатором развития торгово-экономических отношений между Республикой Корея странами, входящими в Евразийский экономический союз. Заявление Мун Чжэ Ина можно рассматривать и как своеобразный ответ на недавнее заявление президента США Дональда Трампа о возможном разрыве или пересмотре действующего с 2012 года договора свободной торговле с РК, известного как KORUS. Решение о выходе из соглашения KORUS еще не принято, но Трамп недавно уже сказал свои советникам, чтобы они подготовились к этому шагу, назвав соглашение KORUS «ужасной сделкой», которая «уничтожила» Соединенные Штаты. Впрочем, не стоит думать, что США откажутся от договора о свободной торговле с Южной Кореей, только чтобы не допустить заключения Сеулом соглашения с ЕАЭС. Такой разрыв не вполне отвечает интересам США, и своими высказываниями Трамп, судя по всему, стремится добиться от корейской стороны уступок в плане большего открытия своего рынка для американских товаров. Очевидно, что это понимают и в Южной Корее - Сеул заинтересован в том, чтобы сохранить договор с США и при этом заключить договор с ЕАЭС, чтобы иметь возможность выторговать себе максимально выгодные условия в обоих случаях. Еще одна интересная тема – предложенное российской стороной строительство моста Сахалин – Хоккайдо. Этот проект на самом деле не нов, он уже неоднократно поднимался и каждый раз откладывался на далекую перспективу. Вполне очевидно, что проект, как отметил японский премьер-министр Синдзо Абэ, требует детальной проработки. Ранее позиция японской стороны по этому вопросу заключалась в том, что такой мост возможен, но только при условии, что российская сторона сначала обеспечит соединение Сахалина с материковой частью РФ. В этом случае проект может в перспективе стать выгодным, если будет обеспечена загрузка новой железнодорожной линии грузами. На сегодняшний день, однако, реальной экономической целесообразности в такой линии пока нет – исходя из нынешнего объема двустороннего товарооборота, объем возможных поставок с Хоккайдо в РФ и обратно по железной дороге будет крайне невелик, а стоимость – очень высока. Данный вариант перевозок пока не может конкурировать с морским, поскольку для большинства грузов выигрыш во времени транспортировки менее важен, чем стоимость перевозок. Необходимость замены всей жд инфраструктуры на Сахалине и создания новой инфраструктуры в Хабаровском крае еще более удорожают проект. Кроме того, для правительства Синдзо Абэ проект моста Сахалин – Хоккайдо может стать серьезной «головной болью», так как поднимет вопрос о необходимости развития экономики Хоккайдо и даст оппозиции хорошую базу для критики Абэ. В то же время есть и фактор, который может значительно повысить японский интерес к этому проекту – если он будет увязан с созданием в Японии базы для перевалки грузов на Северный морской путь, то есть российские грузы будут идти через Сахалин в Японию для формирования там партий, подлежащих последующей отправке по Северному морскому пути на Европу. С одной стороны, это могло бы поспособствовать привлечению грузов на Севморпуть, однако такой вариант войдет в противоречие с планами по созданию такого хаба в Петропавловске-Камчатском. Вообще, для японской стороны Восточный экономический форум был, по большому счету, промежуточным этапом в череде двусторонних контактов по главному вопросу – заключению мирного договора и решению территориального вопроса. При этом японцы прекрасно понимают, что до президентских выборов в России в 2018 году решение этого вопроса невозможно и его лучше даже не муссировать, так как в преддверии выборов Владимир Путин будет вынужден учитывать общественные настроения и может сделать жесткие заявления, что отбросит переговорный процесс назад. Для решения территориального вопроса необходимо формирование благоприятного отношения общества. Поэтому, хотя до заключения мирного договора масштабные японские инвестиции в РФ вряд ли возможны, небольшие проекты все же будут осуществляться. Особенно это касается развития социальной инфраструктуры, поскольку японцы считают, что их инвестиции в эту сферу должны помочь формированию благоприятного отношения к Японии у жителей ДВ РФ. В целом, Третий Восточный экономический форум наглядно показал, что Свободный порт Владивосток и ТОРы могут весьма успешно привлекать инвестиции. Впрочем, стоит отметить, что из подписанных на форуме соглашений 91.7% от общего объема инвестиций являются российскими, 7% - китайские, 0.7 – корейские и 0.6% - все остальные, тогда как раньше доля российских инвестиций составляла около 80%. С одной стороны, это можно трактовать как свидетельство того, что интерес иностранцев снизился, а Свободный порт Владивосток и ТОРы могут успешно конкурировать за российские инвестиции с другими регионами РФ, но не могут конкурировать с другими регионами АТР за иностранные инвестиции. Однако, следует отметить, что режимы СПВ и ТОР вводились на Дальнем Востоке не в расчете исключительно на привлечение зарубежных инвестиций, а с целью создания благоприятных условий для развития дальневосточных территорий. И тот факт, что интерес российских инвесторов к реализации проектов на Дальнем Востоке растет, является свидетельством того, что эти меры дают конкретные результаты. На самом деле, частные российские инвесторы давно и успешно работают на международных рынках и к реализации проектов в России подходят даже более взвешенно и осторожно, чем иностранцы. Поэтому увеличение инвестиционной активности отечественных компаний на ДВ РФ говорит о том, что существующие здесь условия безусловно выгодны. Более того, это также является хорошим показателем для иностранных компаний, поскольку зарубежные инвесторы не пойдут туда, где отказываются работать сами местные компании. В заключение хотелось бы немного сказать о возможных перспективах. Сейчас уже ни у кого нет сомнений в том, что ВЭФ стал эффективным российским региональным экономическим форумом. Однако, если посмотреть на состав участников и растущий интерес со стороны мировых СМИ, можно, пожалуй, говорить о том, что Восточный экономический форум имеет шансы стать площадкой для ежегодного саммита глав государств Северо-Восточной Азии - в этом году, по сути, не хватало только лидера КНР. При этом специфической особенностью ВЭФ, отличающей его от других форумов, могло бы стать обсуждение конкретных вопросов региональной экономической интеграции ДВ РФ – СВА и многосторонних экономических проектов, при котором политическим вопросам внимание уделялось бы лишь в той степени, в которой они влияют на экономическое сотрудничество в регионе. Дальневосточный центр региональных исследований
|