Города на Мурмане

Общие форумы => Дискуссионный клуб => Тема начата: Веfrеier от 29 Апреля 2003, 15:41



Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Веfrеier от 29 Апреля 2003, 15:41
Proud>>

Иоанн Лествичник, СЛОВО 23.

1. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
2. Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
3. Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих.
О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).
4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.
5. Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати.
6. Высокомудрый монах сильно прекословит; смиренномудрый же не только не прекословит, но и очей возвести не смеет.
7. Не преклоняется кипарис, и не стелется по земле: так и монах высокосердый не может иметь послушания.
8. Высокоумный человек желает начальствовать; да иначе он и погибнуть совершенно не может, или правильнее сказать, не хочет.
9. Бог гордым противится (Иак. 4, 6): кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его?
10. Наказание гордому - его падение, досадитель - бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно (ы).
11. Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот
разрешился от уз ее.
12. Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?
13. Гордость есть потеря богатства и трудов. Воззваша и не бе спасаяй, без сомнения потому, что взывали с городстию; воззваша ко Господу и не услыша их (Пс. 17, 42), без сомнения потому. что не отсекали причин того, против чего молились.
14. Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: "прости меня, отче, я не горд". Мудрый же старец возразил: "чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты не горд, как не тем, что говоришь: я не горд".
15. Таковы весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительства, и чтение о сверхъестественных подвигах св. отцов. Может быть, хотя чрез это, сии недугующие получат малую надежду ко спасению.
16. Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе
Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие.
17. Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ввержен во тьму кромешную (Матф. 22, 13).
18. Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба.
19. Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела, или мученика, преподает им откровение таинств, и как бы дар дарования, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.
20. Если бы мы и бесчисленные смерти за Христа претерпели, то и тогда не исполнили бы должного; ибо иное есть кровь Бога, а иное кровь рабов, по достоинству, а не по существу.
21. Если не перестанем сами себя испытывать, и сравним житие наше с житием прежде нас бывших св. Отцов и светил; то найдем, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества. ни обета своего, как должно не исполнили, но пребываем еще в мирском устроении.
22. Монах собственно есть тот, кто имеет невозносящееся око души и недвижимое чувство тела.
23. Монах есть тот, кто невидимых супостатов, даже и когда они бежат от него, призывает на брань и раздражает, как зверей.
24. Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали.
25. Монах есть тот, кто имеет такой навык к добродетелям, какой другие к страстям.
26. Монах есть непрестанный свет в очах сердца.
27. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа.
28. От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай
смиренномудрия.
29. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете.
30. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает.
31. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.
32. Гордый монах не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом и супостатом.
33. Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели.
34. В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные
видения.
35. Тать не любит солнца; гордый же уничижает кротких.
36. Не знаю, как это бывает, что многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия, и уже при исходе из сего мира усматривают свое убожество.
37. Кто пленен гордостию, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческо.
38. Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичем смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному
споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе. то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть,
прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и на сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я ему, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостию воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославился: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1), и в бездну смирения. Степень двадцать третья. Кто взойдет на нее (если только возможет взойти), тот будет крепок.
 39. Выше сего мы слышали, что от злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие, т.е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду; ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в древе.
40. Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Таин, сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять, и в то же время злословить?
41. Часто сей обольститель и душегубец многих приводил в исступление ума. Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; посему он во многих пребывал до самой старости, ибо ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но таим и питаем их в сердце.
 42. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших.
43. Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость - причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.
44. Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются.
45. Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние.
46. Сей лукавый и бесчестный мучитель многих отвлек от молитвы; многих отлучил от Св. Таин; некоторых тела изнурил печалию; иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы.
47. Он делает это не только с мирянами, но и проходящими монашескую жизнь, внушая им, что для них нет никакой надежды ко спасению, и что они окаяннее всех неверных и язычников.
48. Кого дух хулы беспокоит, и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда Самому Господу: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Матф. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем (Пс. 7, 17).
49. Кто другим образом хотел бы победить беса хулы, тот уподобился бы покушающемуся удержать своими руками молнию. Ибо как настигнуть, состязаться и бороться с тем, который вдруг, как ветер, влетает в сердце, мгновенно произносит слово, и тотчас исчезает? Все другие враги, стоят, борются, медлят и дают время тем, которые подвизаются против них. Сей же не так: он только что явился, и уже отступил; проговорил - и исчез.
50. Бес этот часто старается нападать на простейших по уму и незлобивейших, которые более других беспокоятся и смущаются от сего; о них можно сказать по справедливости, что все сие бывает с ними не от превозношения их, но от зависти бесов.
51. Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов; ибо причина и корень второго есть первое.
52. Как затворившийся в доме слышит слова проходящих, хотя сам с ними и не разговаривает: так душа, пребывающая в себе самой, слыша хулы диавола, смущается тем, что он, проходя мимо ее произносит.
53. Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом ухищряется вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры.
54. Один тщательный монах, претерпевая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом и бдением; но как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге свое искушение, пошел к некоему святому мужу и вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся, и подняв брата, говорит ему: "положи, чадо, руку твою на мою выю". Когда же брат оный сделал это, великий муж сказал ему: "на вые моей, брат, да будет грех сей, сколько лет он ни продолжался и ни будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто". После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу. Кто одержал победу над сею страстию, тот отринул гордость.


Название: Тихвинская икона Божьей матери будет охранять храм Спаса на водах
Отправлено: Антихрист от 30 Апреля 2003, 15:29
Веfrеier, #4 >>Чушь собачья. И не лень тебе было это все набивать(http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif)


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: adada от 30 Апреля 2003, 17:23
Member Веfrеier aka Иоанн Лествичник

 "Смирение, проповедуемое вами... отзывается... страшною гордостью."
 Белинский. Письмо к Гоголю.

 Следует ли пояснять, что смирение это антоним к гордости?


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Proud от 03 Мая 2003, 02:52
В русском языке различаются такие понятия как гордость и гордыня. В большинстве религиозных трактатов они являются синонимами.

Гордость - это чувство собственного достоинства и самоуважение. Это также удовлетворение от того, что совершилось нечто важное и желательное.

Нужно ли это качество? Вполне возможно, что с психологической точки зрения это качество играет определенную роль в жизни человека и общества. Самоуважение позволяет поддерживать психологическое равновесие. Психологи даже считают, что человек, который не уважает себя, не может уважать и любить других.

Чувство гордости также сигнализирует психике, что совершилось некое событие, которое важно и желательно. Например, ребенок получил хорошую оценку. Мама гордится своим ребенком. Даже животные, похоже, "гордятся", к примеру, удачной охотой. Такого рода эмоции, видимо, были важны с эволюционной точки зрения, подталкивая человека или животное на совершение важных и необходимых для выживания поступков.

Гордыня - это чрезмерная гордость, своего рода опухоль на гордости.
Она отталкивает человека от людей, а людей от человека. Гордыня вряд может сыграть полезную роль для выживания, поскольку, к примеру, не дает человеку признать свою неправоту, изменить позицию, улучшить свои навыки.

ПРО ГОРДЫНЮ

Бог создал человека.
Ангелы, восхищенные его творением, низко поклонились новому созданию, голому, беспомощному и нелепому. Лишь Сатана стоял гордо выпрямившись.
- Ради чего я должен кланяться этой твари, созданному тобой из глины и праха? - сказал он Богу. - Ты сделал меня из огня и света, и я стою неизмеримо выше его и по происхождению и по могуществу. Пусть кланяются ему те, кого он попирает ногами, а я найду более достойный объект для поклонения.
- Значит ты хочешь поклоняться тому, кто попирает тебя ногами? - спросил Бог. - Тогда тебе нечего делать на Небе, ибо никто не сможет подняться выше Неба и тебе некому будет поклоняться. Ступай же вниз, на землю, а еще лучше - под землю, и ты найдешь бесчисленное множество объектов для поклонения.
Так Сатана был изгнан с Небес. Он не был наказан, ибо Бог милосерден. Он просто получил то, что должно: надо ли страдающему гордыней, оставаться в чем либо выше других или сильнее, если он может относиться только с презрением, к тем, кто волею судьбы ниже его или слабее.
Так не уподобимся же Сатане в гордыне своей и низко поклонимся зеленой траве, что под ногами, жучку, что под этой травой.


Эта притча нуждается в некоторых уточняющих разъяснениях, т.к. слишком часто путаются два понятия: гордость и гордыня. Дело в том, что гордыня - это, как бы негативный отпечаток гордости. Гордость и гордыня крепко связаны, очень похожи во внешних проявлениях, иногда неразличимы, но разным остается их внутренняя сущность.

Гордость - есть позитивное, созидающее начало. Человек может чувствовать гордость за свои дела, за то, что имеет, за близких людей, или даже просто за то, что он существует на земле. Человек испытывающий гордость, знает, что он в чем-то лучше других, но он прекрасно знает, что и другие в чем-то другом лучше его. Гордый человек ни перед кем не унизится, но и не унизит нико-го. Любое унижение, свое или чужое, для него оскорбительно и обидно. Гордость основана на любви к себе, к своим близким и к остальному человечеству.

Гордыня же есть негативное начало. Она совершенно противоположна гордости, хотя внешне проявления обоих чувств очень похожи. Человек, страдающий гордыней, уверен, что он плохой или, по крайней мере – так себе...
Он настолько в этом уверен, что вынужден доказывать себе обратное. Дело в том, что человек не может существовать на земле, не ощущая своей ценности. Если человек не может чувствовать свою, хоть небольшую значимость, у него остается один путь – самоубийство.

Человек, подверженный гордыне вынужден все время доказывать себе и окружающим, что он не так плох, что он даже лучше, чем другие. Но как доказать то, во что сам не веришь? Элементарно - все время сравнивая себя с другими и доказывая, что они хуже.

Гордыня заставляет человека получать удовольствие от чужого унижения, от чужого страдания, или просто от того, что другой – плохой. Пока существует на земле гордыня, не переведутся ни преступления, ни нищенство, ни войны, ибо люди, склонные гордыне, нуждаются во всем этом.

Казалось бы, два совершенно одинаковых чувства: гордость и гордыня, вся разница между ними в том, что в первом случае человек считает себя лучше других, во втором – других хуже себя. Вся разница в направлении вектора. В первом случае он направлен к Богу, во втором – к Сатане.

/по материалам форума sufism.ru/


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Proud от 03 Мая 2003, 03:07
Священник Александр Ельчанинов в своей книге "Записи" в главе "Демонская твердыня (О гордости)" выделяет "этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели":

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением, переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): "нет, что я вам скажу", или "Нет, я знаю лучше случай", или "у меня обыкновение...", или "я придерживаюсь правила...", "я имею привычку предпочитать" (у Тургенева).

Говоря о чужом горе бессознательно говорит о себе: "Я так была потрясена, до сих пор не могу придти в себя". Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и "скисает". Но в общем, в этой стадии настроение остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте. Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь, и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как не отсутствие скромности - с одной стороны, а с другой - самоуслаждение примитивным процессом самообнаружения. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему: гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос, что выше: добрые дела или молитва. Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что его никто не понимает, даже его духовник; столкновение с "миром" обостряются, и гордец окончательно делает выбор: "я" против людей, но еще не против Бога.

Душа становиться темной и холодной, в ней поселяется надменность, призрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается спутанным, так как оно заменяется различением "моего" и "не моего". Он выходит из всякого повиновения, невыносим во всяком обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы сандальной, мстя этим миру за непризнание и беря у него реванш. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с дьяволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели. Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции (тьма кромешная). Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, так что даже в похвалах своих он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из "повышенного самоощущения" и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни. Вот где глубина определения преподобного Иоанна Лествичника: "Гордость есть крайнее души убожество". Гордый терпит поражение на всех фронтах: Психологически - тоска, мрак, бесплодие.

Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.

С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геенна еще при жизни.

Гносеологически - солипсизм (крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. В этическом смысле - крайний эгоизм, эгоцентризм).

Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.

http://spinners.ru/duhovn/eltshaninov/ (http://spinners.ru/duhovn/eltshaninov/)


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: adada от 03 Мая 2003, 14:05
Очень интересно и поучительно, -- своеобразная похвала мудрости!
 А по форме заставляет вспомнить одно слово, внедренное в нашу среду словарем-разговорником во времена Московского фестиваля молодежи и студентов: хуабянь! Модератора и читателей просьба не напрягаться, в переводе оно означает кружева. (http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif)


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Веfrеier от 04 Мая 2003, 02:44
Антихрист >>      
>  И не лень тебе было это все набивать
Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. [СЛОВО 13.]
Adada >>                  
>  "Смирение, проповедуемое вами... отзывается... страшною гордостью."
Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. [Иак.4:6]  
>   Белинский. Письмо к Гоголю.
Мне процитировать письмо Гоголя к Белинскому?
 Proud >>                                                          
>   В русском языке различаются такие понятия как гордость и гордыня.
Даже если речь не о гордыне, то все равно разницы нет: ...богохульство, гордость, безумство, --  всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. [Мк.7:22-23]
>   /по материалам форума sufism.ru/
Что общего у православных с дервишами?
>  Священник Александр Ельчанинов в своей книге "Записи" в главе "Демонская твердыня (О    гордости)" выделяет "этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного    омрачения и полной гибели"
В любом случае для Ельчанинова  гордость - зло.


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Proud от 04 Мая 2003, 03:58
Веfrеier, #7 >>
Тот же Ельчанинов пишет:
> Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».

Тогда надо говорить о мирском и религиозном понимании гордости..
Я - за "золотую середину".

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели.
/Гельвеций/

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними.

Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными.

Гордость лишена лучшего качества пороков - она неспособна скрываться.
/Фрэнсис Бэкон/

Гордость - благородная страсть - не слепа по отношению к собственным недостатком. Этим отличается надменность.
/Георг Кристоф Лихтенберг/

Когда есть, чем гордиться, можно позволить себе быть скромным. Когда нечем, быть скромным предпочтительно.
/Севрус (Борохов) Эдуард Александрович/

p.s.
Гордецы ненавидят гордость в других людях.
/Б. Франклин/


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Антихрист от 04 Мая 2003, 09:30
Веfrеier, #7 >>
Приведенная тобой цитата весьма точно показывает бессмысленность текста, приведенного тобой вначале (http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif)

Proud, #8 >>
Я не знаток английского языка - к кому из вышеприведенных (гордецу или гордому) ты относишь себя?


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Веfrеier от 04 Мая 2003, 22:01
Proud >>

>  Тогда надо говорить о мирском и религиозном понимании гордости.
Библия написана не для монахов, а для всех православных, в том числе и мирян.
>  Я - за "золотую середину".
А я за анафему для отступников веры.
P.S. Какое отношение Гельвеций, Фрэнсис Бэкон, Георг Кристоф Лихтенберг, Севрус (Борохов) Эдуард Александрович, Б. Франклин имеют к христианству? Они больше Троицы и апостолов?

Антихрист >>
>  Приведенная тобой цитата весьма точно показывает бессмысленность текста, приведенного тобой вначале
Они из одного источника. Первая осуждает гордость, вторая лень. Как они могут друг другу противоречить?


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: adada от 05 Мая 2003, 10:00
7. Member Веfrеier:
>Мне процитировать письмо Гоголя к Белинскому?
Отвечу из вежливости, чтобы не оставлять вопрос повисшим в вязкой атмосфере, кажущейся мне по собственному невежеству схоластической, и чтобы не скорбеть (Sehnsucht?), умножив ненароком познания: спасибо, нет! (http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif)


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Веfrеier от 05 Мая 2003, 15:45
Adada, #11 >> Тогда см. сама "Духовную Прозу".


Название: "Гордость есть крайнее убожество души"
Отправлено: Proud от 17 Октября 2003, 11:27
befreier@mail.ru >>
Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды. /Роберт Бартон/

...У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них - смирение. /Француа де Ларошфуко/

Ложная скромность так же гнусна, как и тщеславие. /Карло Гольдони/

Чрезмерная скромность - есть чрезмерная гордость. /Андре Шенье/

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. /Вольтер/

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума. /В.О. Ключевский/


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 21 Октября 2003, 18:29
befreier@mail.ru, #15 >>
> Proud, #14 >> Роберт Бартон, Француа де Ларошфуко, Карло Гольдони, Андре Шенье, Вольтер, В.О. Ключевский...
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Нет, нет, к секте "befreier и Ко" они никакого отношения не имеют.. Это как на рекламном плакате "Мысли умных людей" - "А у меня свои!" (http:////forum.murman.ru/images/smilies/bigsmile.gif)
У гордыни только свои мысли..


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 21 Октября 2003, 18:45
Веfrеier, #10 >>
> Библия написана не для монахов, а для всех православных, в том числе и мирян.
Она написана для ВСЕХ, а не для православных только.
> А я за анафему для отступников веры.
Вера вере рознь... Вера в антихриста - тоже вера.
> P.S. Какое отношение Гельвеций, Фрэнсис Бэкон, Георг Кристоф Лихтенберг, Севрус (Борохов) Эдуард Александрович, Б. Франклин имеют к христианству? Они больше Троицы и апостолов?
Библию не они, конечно, писали (не успели, за них это раньше сделали), но сюдя по всему гордыней не страдали.


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Proud от 21 Октября 2003, 19:36
befreier@mail.ru, #15 >>
> Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Вы заметили, однако, как плавно поменялись местами атеисты и верующие? Воинственный атеизм уступил место агрессивному православию! Вера в Бога  превращает  верующего  человека в обладателя  "единственно верного учения",  которое немедленно сказывается на его поведении. Надменное желание поучать,  наставлять  и  все   это   на   фоне   совершенно   оскорбительной снисходительности.  
Гордыня   атеиста  -  карлик  в  сравнении  с  гордыней верующего, прикрытой, для виду, смиренностью.


Валерий Суси "Привет с того света" (http://lib.ru/PROZA/SUSI/privet.txt)


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Pravover от 21 Октября 2003, 20:22
Proud, #18 от 21-10-2003 19:36 >>


Вы заметили, однако, как плавно поменялись местами атеисты и верующие? Воинственный атеизм уступил место агрессивному православию!... (Валерий Суси)

Чушь. Ныне наблюдается лишь религиозная реакция, детонированная эпохой воинствующего атеизма, к тому же, порождающая не менее активную ответную волну атеизма (в т.ч. под новым именем "скептицизм"). Крики безбожествующих людей и СМИ вполне сопоставимы с голосами "религиозтвующих". Просто сейчас то безбожное меньшинство общества, которому предоставлялась возможность безбожествать открыто уже давно (еще до 17-го, а после - только им и предоставлялась возможность для открытой пропаганды), вдруг удивилось, как это остальным дали право высказываться на том же уровне...


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Proud от 22 Октября 2003, 15:09
> Любая гордость – грех.
Все устремления человека к большему, чем он знает на данный момент, благолепные именуют "томлением духа". И, как следствие этого, - гордыня. Горделивый человек с высокомерием относится к бытующему знанию и к тем, кто этого знания придерживается. Горделивый человек, как вытекает из названия, гордится своей принадлежностью к нечто, по его взгляду более высокому и лучшему, а так же собой, как практикующего соответствующий образ жизни. К этому приводит гордыня ума.

Ортодоксальный последователь РПЦ с высокомерием относится к иному знанию и к тем, кто этого знания придерживается. Ортодоксальный последователь РПЦ, как вытекает из названия, гордится своей принадлежностью к нечто, по его взгляду более высокому и лучшему, а так же собой, как практикующего соответствующий образ жизни. К этому приводит гордыня веры.

Гордыни ума, как таковой не может быть. Умный, думающий человек не может быть удовлетворенным своим нынешним, духовно-интеллектуальным уровнем. Процесс обучения у него бесконечен. За время, отведенное ему жизнью, он старается взять максимально больше. Думающий человек как бы разрываем феноменами, которые лучше всего выразили два мудреца Сократ и Лао-Цзы. Первый сказал: "Я знаю то, что я ничего не знаю", второй же: "Я не знаю того, что я знаю". Гордыня - это свидетельство остановки на каком-то, одном уровне и даже более того, чувство полного и глубокого удовлетворения от нахождения на данном уровне. Прекращается рост по вертикали, горизонталь становится доминирующей константой в жизни этого человека.

Можно сказать, что познание бога тоже есть рост, можно. Но разве можно говорить о духовном и интеллектуальном росте, когда уже определена граница в этом пространстве? Ни о каком интеллектуальном развитии в среде верующих говорить не приходится.

Но здесь правильнее будет говорить о росте духовном. Но даже верующие признают, что и в их среде есть не слишком хорошие люди, а среди атеистов или представителей других религий есть прекрасные и весьма достойные. Но разве не логично прийти к выводу, что дело вовсе не в религии, а в человеке?

Но, тем не менее, ортодоксы, как бы априори считают, что поступки одинаковые по действию, но совершенные членами разных конфессий уже разняться именно по этому признаку. Один мой знакомый так и считает, а он истово верующий. Когда я ему привожу положительные примеры из католицизма, буддизма, он как бы кивает головой, говорит, что да, поступок хороший, но у них нет любви, а у православия она есть, а значит данный поступок, хоть и хороший, уступает в качестве аналогичному поступку православного.

Ортодоксы пропитаны спесью и гордостью оттого, что они ортодоксы. Они свято верят в то, что, возможно в запальчивости, ляпнул Достоевский: "Русский и православный -синонимы".

> Научить любви? Поучать в любви? Наставлять в любви?
Православие монополизировало любовь, и они горды этим. Нигде в религиях не говорится о любви так, как у них. У кришнаитов тоже все построено на любви. Они, извините за грубость, просто затрахают своей любовью. Но вы послушайте, как они (православные) говорят о любви. В их речах совсем нет любви, кроме слова "любви". Но говорить "любовь" и любить - это разные вещи.

> Молитва инока воинственна?
Сколько злости, сколько яда у некоторых, почти у многих православных. Складывается ощущение, что они ненавидят другие религии, только за то, что они не додумались до такого, действительно прекрасного идеала как "возлюби ближнего своего".

Скажите, как можно охарактеризовать претензии верующих на то, что они знают, чего хочет бог? Они говорят, зачем он делает то-то и то-то, он хочет того-то и того-то. "Он нас любит. Он нам блага желает" -говорят они. Но при этом у них хватает смелости говорить о том, что бог непостижим, и пути Господни неисповедимы. Ну, вы уж тогда определитесь: если они неисповедимы, то и не говорите за него, а если вы уж взяли ответственность за то, что знаете, все помыслы Божии, не говорите, что его пути неисповедимы. А значит, если брать во внимание второе утверждение, бога можно подвергнуть лабораторному анализу и наметить перспективы развития в области изучения богологии.

Некоторые верующие взяли на себя право решать за бога, чего он хочет и как он это делает.
На основании вышеизложенного со всей очевидностью следует: верующие неизбежно приходят к фактору гордыни, как следствию вероисповедания, определившего таковую в реестр семи смертных грехов.

Почти по Гегелю: "Отрицание отрицания - как один из законов (кажется второй, врать не буду) философии".

Евгений Колтович (http://www.atheism.ru/library/Koltovich_2.phtml)


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 22 Октября 2003, 17:13
Proud, #18 >>Вот-вот!!


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 22 Октября 2003, 17:24
befreier@mail.ru, #20 >>
> Danmer, #17 >>Она написана для ВСЕХ, а не для православных только.
Тогда почему протестанты, католики... нагло замалчивают отдельные части Писания?

Еще дописывают, додумавают, корректируют, исправляют, переводят заново, и .т.д. и т.п. А наконец снимают фильмы типа "Догма".. (http:////forum.murman.ru/images/smilies/wink.gif)
>  Судя по Франклину – расисту?
"Ах это сказал Франклин, тогда он определенно неправ!"  (http:////forum.murman.ru/images/smilies/bigsmile.gif) (http:////forum.murman.ru/images/smilies/lol.gif) Так по вашему? И это ли не гордыня?


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 28 Октября 2003, 15:59
befreier@mail.ru, #25 >>
> Danmer, #23 >>Еще дописывают, додумавают, корректируют, исправляют, переводят заново, и .т.д. и т.п.  
Cловом, Библия написана не для них. => Не для всех.

Поясните: как вы сделали такой вывод "не для них. => Не для всех".
Все же для всех: понимают по разному.. (http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif)
> "Ах это сказал Франклин, тогда он определенно неправ!"   Так по вашему? И это ли не гордыня?
Если этот певец белой расы не одержим гордостью, то неужели я  одержим?

Вполне такое может быть.. (http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif) То что Франклин - расист (допустим, мне это доподлинно не известно), вовсе не означает что он не прав говоря "Гордецы ненавидят гордость в других людях". Это высказывание Франклина соответствует  "Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков,..".


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 31 Октября 2003, 11:14
befreier@mail.ru, #27 >>
> Если бы Библия была написана для них, то они бы ее не додумывали, не исправляли, не переводили заново. И уж точно не снимали бы "Догму", предваряющую общеевропейского царя сионской крови.
Их точка зрения.. Имеют право... Что вам мешает написать новейший завет поверх НЗ и ВЗ?
> Все же для всех: понимают по разному..
Если все для всех, то понимать должны одинаково.

Почему же? Люди все разные..
> Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. [Мф.7:5]
Франклин не предлагает рецепт лечения (бревна там и сучки вынимать), он лишь указывает на симптомы. (http:////forum.murman.ru/images/smilies/smile.gif)


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 04 Ноября 2003, 16:34
befreier@mail.ru, #29 >>
> Тогда пусть не прикрываются Писанием.
Они также прикрываются как и вы.. (http:////forum.murman.ru/images/smilies/tongue.gif)
> И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.  [Откр.22:18-21]
Догма..
> Не гордецу предлагать рецепт лечения гордости.
Франклин и не предлагает.


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: ТОР от 05 Ноября 2003, 10:42
Здравствуйте мои дорогие.
 
Иногда на досуге мысли приходят интеремнющие. Послушайте, кому интересно.

Все современные регилии в той или иной степени требуют и добиваются от адептов своих, одного из базовых религиозных качеств – смирения, то бишь культивирования борьбы с гордыней.
 
Что такое гордыня? Это когда я думаю, что я самый-самый, на крайняк – НИСКОЛЕЧКО (! ;-).. ) не хуже других... Если ты лучше меня в чем то, то в другом уж – я. В этом основа моего душевного спокойствия. Если же нет – я буду с тобою соперничать, "догонять и перегонять", убивать, жечь, отбирать и прочее... А именно так в той или иной мере живет абсолютное большинство народа... Зависть в этом случае – только слуга гордыни. И в этом смысле гордыня есть обьективно не лучшее качество человека. Его всегда можно поддеть на гордость, манипулировать им, что делали всю жизнь проказники начиная от пересмешников, задир, и заканчивая модельерами-стилистами ( погоня за самым-самым ), спортбизнесом, и вплоть до государств ( патриотизм )...
 
 Ясный перец, что не могли мимо такой богатой добычи пройти и жрецы ( попы, раввины, имамы, брамины и прочая шаманская братия ).
Да, гордость – зло. Да, первый грех. Да, нужно что то с этим делать...
Если не цепляться к филосовскому дуализму, я готов согласиться.
И что же делают наши сявтые отцы по этому поводу? Они учат нас подавлению гордости...того, что вообще нельзя подавить, ибо тогда она, как еврейский народ, только усиливается... Вы никогда не наблюдали внимательно за верующими людьми? На словах они – самые смиренные, самый кроткие ( овечки божьи ). Но вглядитесь внимательней – это СУПЕРгордецы. Только теперь их гордость – их обусловленность регилией. Вот кришнаит ждет на перроне электричку. Внешне он смиренен, в руках малы, которые он с перебирает славя господа своего Раму-Кришну...
Казалось бы – идиллия. Но не умиляйтесь. В голове этого святоши то и дело мелькают бесенята: "я тут в округе самый возвышенный, самый смиренный. Все эти люди ведут животную жизнь, и даже сейчас их секунды пропадают зря, они в Майе...а я, я занимаюсь духовной практикой. Я – приближаюсь к Богу, я – самосовершенствуюсь..." ;-) В итоге этот пришибленный сектант сам не замечает, насколько он горд. И даже не важно кто вы по вероисповеданию – все в той или иной степени одинаковы. мусульманин горд, что верует в единственного бога Аллаха и пророка его Мухамеда, христианин – что он ученик Единственного Сына Божьего ( а по моему, или мы все Его сыновья – или никто – это моя гордыня ;-)))..) и все остальные – в ад пойдут, грешники; буддист – что он – нарождающийся Будда...в толпе этих червей..; иудей – что Яхве совершенно особо относиться к евреям...
 
 Итак, городыня верующего человека несоизмерима с гордыней лапотника атеиста.. Поскребите как следует этого смиренника, покажите ему как нелепа его слепая вера в якобы существующие мифы и догмы – и на вас накинется дьявол, гарпия, дракон, готовый четвертовать, сжеть, загрызть, секир башка "этому нечестивцу"... Вы думаете что он защищает Бога и религию? Черта с два. Его агрессия – страх за растапливаемые на солнечном свете разума иллюзии его обусловлености. Его злоба – это задетая регилиозная гордыня...
Бог, если он есть, вряд ли вообще нуждавется в защитниках, а тем более в таких...
 
 Спросите любого верующего чем он горд. И он ответит: я горд тем, что я слуга моего Бога/Гуру/пророка и пр... В думайтесь только в эти слова – человек горд от того, что он РАБ!!!
Это гордыня, ибо он раб Величайшего Хозяина....
 И мало того, его гордыня религиозного раба – гораздо круче корпускулярной гордыни атеиста..;-)
Вывод – гордость – качество раба, неважно раб ли ты церкви, государства, или просто своих чувств и желаний если ты – простой атеист...  
 
 Подставляющий вторую щечку христианин делает это из гордыни....в нутри себя ( а часто и на народе ), он утверждает свою "возвышенность". Это не иисусово смирение. Это – лукавое копирование, в мотиве своем – взращивание самости "Я такой же как Иисус!!".....
 Все Боги стремяться отобрать у человека его гордость, ДЛЯ СЕБЯ.... Все боги/религии – это огромные пузыри гордыни масс, накопленные за тысячелетия/столетия. Все высшие иерархи – это Гипергордецы, ибо они казнят и милуют, судят и награждают стадо свое как бы не из себя, но Именем Господа...  
 Итак, все религии – энергитические вампиры с мегатонным ЭГО.  
А большая раздувающаяся гордыня не может не соприкасаться, и затем бороться с другой гордыней. Так начинаются газаваты, священные войны, крестовые походы, миссионерские вылазки. В разных религиях в той или иной мере ( в зародившихся на Востоке: В Индии, Сибири, Китае, Японии – меньше, там больше философские споры устраивают; в семитских: иудаизме, христианстве и исламе – особено ярко – через войну ) происходит война с внешними противниками, и внутренняя грызня сект, которые потом отделяются и становятся внешними врагами ( так случилось с православием, католичеством и протестантизмом...).
 Почти всегда, когда можно, крест несется мечом, а полумесяц – ятаганом...А если противник сильнее – в него засылаются диверсанты-миссионеры, раскалывающие дешевыми, но более привлекательными обещаниями общество изнутри...
 
Возможно ли вообще избавиться от этого уродства – рабства-гордыни?
Конечно ;-), но только не подавляя и не оборачивая его, как делают верующие. Равно как и не потакая ему, как поступают атеисты.
 
Только тот воистину религиозен, кто освобождается от гордыни, и это тот кто не напрягается в борьбе с нею, и не ублажает холя ее...
 
 В мире установили непререкаемое моральное правило: нельзя, мол оскорблять религиозные чувства верующих. Интересно, а кто такие правила в сознание людей внедряет? ;-)))...Уж не те ли, кто боиться света разума и сознания, в лучах которого человек вдруг осознает все те глупости которым он раньше отдавал свои силы и время?...
 
Страшно гордый ;-))) и радый если задел чьи либо регилиозные чуйства, Молотконосец ;-)


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Proud от 17 Августа 2004, 02:59
Гилберт К. Честертон
Если бы дали прочитать одну единственную проповедь...

Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я говорил бы о гордыне.

Чем больше я живу, чем больше вижу, как живут и пытаются жить в наше время, тем более убеждаюсь в правоте старого церковного учения о том, что все зло началось с притязания на первенство, когда само небо раскололось от одной высокомерной усмешки.

Как ни странно, почти все отвергают это учение в теории и принимают на практике. Современным людям кажется, что богословское понятие гордыни бесконечно далеко от них; и если говорить о богословском понятии, то так оно и есть. Но суть его, сердцевина бесконечно им близка, потому они и не могут его разглядеть. Оно вплелось в их мысли, поступки и навыки, я даже сказал бы, слилось с их телом, и они принимают его, сами о том не ведая. Нет на свете истины, столь чуждой всем в теории и столь близкой на деле.

Чтобы в этом убедиться, проведем не очень серьезный, хотя и довольно приятный опыт. Представим себе, что читатель (а еще лучше - писатель) отправился в кабак или другое место, где встречаются и болтают люди. На худой конец сойдут и трамвай, и метро, хотя в них, конечно, нельзя болтать так долго, как в старом добром кабачке.

Во всяком случае, представим себе место, где собираются люди, большею частью бедные (ведь бедных на свете больше), иногда - относительно обеспеченные, но все до единого, как говорят наши снобы, простые.

Представим себе, что экспериментатор, вежливо приблизившись к ним, скажет непринужденно: "По мнению богословов, промыслительная гармония была нарушена, а радость и полнота бытия - замутнены, когда один из высших ангелов перестал довольствоваться поклонением Господу и пожелал сам стать объектом поклонения".

Потом он обведет слушателей выжидательным взглядом, но одобрения не дождется. Можно смело предположить, что отклики не будут отличаться связностью, а догматической ценности и поучительности а них окажется не больше, чем в нашем принудительном образовании. Более того, если экспериментатор выразит эту истину проще и скажет, что гордыня - тягчайший из смертных грехов, недовольным слушателям покажется, что он лезет к ним с проповедью.

На самом же деле он сказал им то, что думают они сами или, в худшем случае, хотят, чтобы думали другие.

Представим себе, что экспериментатор не успокоился на этом. Представим себе, что он - или, допустим, я - выслушает и, может быть, даже запишет в блокнот то, о чем говорят эти самые простые люди. Если он настоящий ученый с блокнотом, вполне может статься, что он до сих пор никогда не видывал обычных людей.

Однако, если он внимательно к ним отнесется, он заметит, что и о друзьях, и о недругах, и просто о знакомых они говорят приблизительно в одном и том же тоне - незлобиво и обстоятельно, хотя никак не беспристрастно.

Он услышит немало ссылок на всем известные слабости, которые есть у Джорджа, и немало оправданий им, и даже уловит оттенок гордости в рассказе о том, как Джордж напился и провел полисмена. Он узнает, что о прославленном дураке говорят с почти любовной усмешкой; и чем беднее собравшиеся, тем более проявят они истинно христианской жалости к тем, кто "влип".

И вот, по мере того как всех этих грешников вызывает из небытия заклинание сплетен, экспериментатор начинает догадываться, что один тип людей, по-видимому только один тип, может быть только одного человека здесь не любят. О нем говорят иначе; стоит назвать его - и все замкнутся, и в комнате станет холодней.

Такая реакция удивит ученого, тем более что ни одна из общественных или антиобщественных теорий нашего века не подскажет, чем же этот человек плох. Наконец ему удастся вывести, что одиозное лицо ошибочно полагает, будто вся улица или даже весь мир принадлежит ему. И тут кто-нибудь скажет: "Вздумал, видите ли, что он сам Господь Бог!"

Тогда ученый может закрыть свой блокнот и покинуть место опыта, заплатив, конечно, за напитки, заказанные в научных целях. Он доказал свой тезис. Он нашел то, что искал. Полупьяный кабацкий завсегдатай с безупречной точностью повторил богословское определение Сатаны.

Гордыня - столь сильный яд, что она отравляет не только добродетели, но и грехи. Именно это чувствуют люди в кабаке, когда, оправдывая бабника, мошенника и вора, осуждают того, кто, казалось бы, так похож на Господа. Да и все мы, в сущности, знаем, что коренной грех - гордыня - утверждает другие грехи, придает им форму.

Можно быть легкомысленным, распутным, развратным; можно, в ущерб своей душе, давать волю низким страстям - и все же в кругу мужчин прослыть неплохим, а то и верным другом.

Но если такой человек сочтет свою слабость силой, все тут же изменится. Он станет соблазнителем, ничтожнейшим из смертных и вызовет законную гадость других мужчин.

Можно по своей природе быть ленивым и безответственным, забывать о долгах и долге, нарушать обещания - и люди простят вас и поймут, если вы забываете беспечно.

Но если вы забываете из принципа, если вы сознательно и нагло пренебрегаете своими обязанностями во имя своего таланта (вернее, веры в собственный талант), если вы полагаете, что вам, натуре творческой, должны платить дань презренные трудящиеся люди, тогда, в полном смысле слова, это черт знает что.

Даже скупец, стыдящийся своего порока, куда милей и понятней богача, зовущего скупость бережливостью, умением жить или умеренностью вкусов. Скажу больше: приступ физической трусости лучше трусости принципиальной; я пойму того, что поддался панике и знает об этом, но не того, кто, умывая руки, разглагольствует о миролюбии.

Мы потому и ненавидим чистоплюйство, что это - сушайший вид гордыни.

Но, как я уже говорил, отношение к гордыне не так просто. Учение о гордыне как о зле, особенно о духовной гордыне, считают в наши дни мистической чушью, ничем не связанной с простой и практичной современной этикой. На самом же деле это учение особенно важно для практической этики.

Ведь, насколько я понимаю, основной ее принцип - сделать всех счастливыми; а что мешает чужому счастью больше, чем гордыня? Практическое возражение против гордыни - то, что она огорчает и разъединяет людей не менее, если не более очевидное, чем мистическое.

Однако хотя с осуждением гордыни мы сталкиваемся на каждом шагу, мы почти ничего не слышим и не читаем о ней. Более того, почти все книги и теории стимулируют гордыню.

Сотни мудрецов твердят без устали о самоутверждении; о том, что у детей надо развивать индивидуальность, какой бы она ни была; о том, что всякий человек должен добиваться успеха, а добившись, укреплять свою власть над людьми; о том, как стать сверхчеловеком (подробности письмом), и наконец, о том, как особенно исключительный сверхчеловек смотрит сверху вниз на обычных сверхлюдей, которые так расплодились в нашем странной мире.

Короче говоря, в теории мы изо всех сил поощряем самодовольство. Но не надо беспокоиться. На практике, как и прежде, мы его не поощряем. Сильная магнетическая личность вызывает у близких знакомых одно желание: поскорей от нее отделаться. Ни в клубе, ни в кабаке не любят острых приступов самоутверждения.

Даже самый изысканный и модный круг видит сверхчеловека насквозь и называет его чаще всего кретином. Да, апология гордыни не выдерживает критики в жизни, а не в книгах.

Моральное чутье и практический опыт современных людей опровергает модную ересь всюду, где двое или трое собрались хотя бы во имя свое.

И еще одной вещи учит нас опыт. Все мы знаем, что есть на свете самоупоение - штука куда более неприятная, чем самокопание. Оно неуловимее и в то же время опаснее, чем все духовные немощи. Говорят, оно связано с истерией; не знаю, мне часто кажется, что оно связано с бесовским наваждением.

Человек, одержимый им, совершает сотни поступков по воле одной только страсти - снедающего тщеславия. Он грустит и смеется, хвастает и скромничает, льстит и злословит или сидит тихо только для того, чтобы, упаси Боже, не забыли восхититься его драгоценной особой.

Я всегда удивляюсь: как это в наше время, когда столько болтают о психологии и социологии, об ужасах детской дефективности, о вреде алкоголя, о лечении неврозов - словом, о сотнях вещей, которые проходят на миллиметр от истины и никогда не попадают в цель, - как же в наше время так мало знают о душевном недуге, отравляющем чуть ли не каждую семью, чуть ли не каждый кружок друзей?

И вряд ли кто-нибудь из практиков-психологов объяснил этот недуг столь же точно, как священники, издавна знающие, что себялюбие - дело ада. В нем есть какая-то особенная живучесть, цепкость, благодаря которой кажется, что именно это односложное, забытое слово подходит тут лучше всего.

Интеллигенты предпочитают толковать о пьянстве и курении, о порочности рюмки и тлетворном влиянии кабака. Но худшее в мире зло воплощено не в рюмке, а в зеркале, не в кабаке, а в той уединенной комнате, где человек рассматривает себя.

Должно быть, меня не поймут; но я бы прежде всего сказал бы моим слушателям, чтобы они не наслаждались собой. Я посоветовал бы им наслаждаться театром или танцами, устрицами и шампанским, гонками, коктейлями, джазом, ночными клубами, если им не дано наслаждаться чем-нибудь получше. Пусть наслаждаются многоженством и кражей, любыми гнусностями - чем угодно, только не собой.

Люди способны к радости до тех пор, пока они воспринимают что-нибудь, кроме себя, и удивляются, и благодарят. Пока это от них не ушло, они не утратят тот дар, который есть у всех нас в детстве, а взрослым дает спокойствие и силу.


Но стоит им решить, будто они сами выше всего, что может предложить им жизнь, всеразъедающая скука овладеет ими, разочарование их поглотит, и все танталовы муки ждут их.  

Конечно, нас может сбить с толку многозначность слова "гордиться" - ведь "гордость" и "гордыня" не одно и то же. Мы часто говорим, что муж гордится женой, или народ - героем; но в этих случаях речь идет совсем о другом чувстве.

Человек, гордящийся чем-либо, существующим вне его, признает предмет своей гордыни и благодарен ему. И точно так же слово может сбить с толку, если я скажу, что из всех многочисленных черт настоящего и будущего хуже и опаснее всего наглость.

Ведь под наглостью мы нередко понимаем очень смешные и веселые свойства - например, когда говорим о наглости уличных мальчишек.

Но если, приблизившись к важному господину, вы нахлобучили ему цилиндр на нос, вы не хотите этим сказать, что вы, вы сами, выше человеческих глупостей; наоборот, вы признаете, что вполне им подвластны, да и ему не мешало бы к ним приобщиться.

Если вы толкнули герцога в живот, вы совсем не хотите сказать, что принимаете всерьез себя, вы просто не приняли всерьез ни себя, ни герцога. Такую наглость легко осудить, она открыта критике, беспомощна и не всегда безопасна.

Но есть наглось другая - холодная наглость души, и тот, кому она свойственна, считает себя намного выше людского суда.

Немало представителей нового поколения и последователей новых школ страдают этой слабостью. Ведь это - слабость; такой человек беспрерывно верит в то, во что даже дурак верит урывками: он считает себя мерой всех вещей.

Гордый примеряет все на свете к себе, а не к истине.

Вы не горды, если хотите что-то хорошо сделать или даже хорошо выглядеть с общепринятой точки зрения. Гордый считает плохим все, что ему не по вкусу. В наше время развелось немало и конкретных, и абстрактных мерок; но молодые люди (и даже молодые женщины) все чаще и чаще считают меркой себя, просто потому что не нашлось мало-мальски достойного веры эталона.

Однако "я сам" - очень мелкая мера и в высшей степени случайная. Так возникает типичная для нашего времени мелочность, особенно свойственная тем, кто кичится широтой взглядов.

Скептик думает, что он широк для прежних, казалось бы, крупных мерок, и в конце концов сковывает себя тиранией микроскопических эталонов.

Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я без всякого сомнения не счел бы дело сделанным, если бы не убедился, что же, по-моему, спасает от этих зол.

Я убедился, что в этом вопросе, как и в тысяче других, Церковь права, а все другие нет. И я уверен, что без ее свидетельства люди совсем забыли бы тайну, поражающую одновременно и здравомыслием, и тонкостью.

Я, во всяком случае, не слышал ничего путного об активном смирении, пока не попал в лоно Церкви; а даже то, что я любил сильнее всего на свете - свободу, например, или английские стихи, - все больше сбивается с пути и блуждает в тумане.

Наверное, для проповеди о гордыне нет лучшего примера, чем патриотизм.

Это одно из самых благородных чувств, когда патриот говорит: "Достоин ли я Англии?" Но стоит ему высокомерно сказать: "Я - англичанин!", и патриотизм обратится в гнуснейшее фарисейство.

Мне кажется, не случайно именно в католических странах - Франции, Ирландии, Польше - флаг для патриота - пламенный символ, много более ценный, чем он сам; в странах же, особенно чуждых католичеству, патриот восхищается своей расой, своим племенем, кровью, типом и собой как их представителем.

В общем, если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я сильно рассердил бы собравшихся - ведь Церковь всегда и везде бросает вызов.

Если бы мне дали прочитать одну проповедь, вряд ли меня попросили бы прочитать вторую.


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Вова от 17 Августа 2004, 23:04
.скаже проще.........
..ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ ЕЩЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ....И СПОРИТЬ С ЭТИМ БЕСПОЛЕЗНО..


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Krylov от 08 Сентября 2004, 19:29
Гордость - это не грех, а препятствие, плохая привычка ума, когда думаешь, что лучше других. В итоге остаешся всегда в плохой компании(он хуже меня, она хуже.., а вон тот мужик- вообще папуас..). Лучше иметь настрой начинающего, тогда каждый момент интересен, при этом ты не перестаешь учиться,и можешь взаимодействовать со всем и всеми вокруг, и все впору.Гордость возникает также по причине жесткого отождествления с "Я", которое опять же ограничивает. Долой гордость, застилающую свет!!!


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Proud от 09 Сентября 2004, 11:32
Krylov, #36 >>
Когда ты думаешь, что другие хуже тебя - это уже гордыня. Когда думаешь, что лучше других постоянно - тоже рискуешь скатиться в это же болото..

А вот когда осознаешь в определенные моменты, что здесь - я лучший, я к этому долго шел, я работал, я достиг, добился, сделал это. И я горд.
Но в другом - есть кто-то лучше меня.
Я не буду останавливаться на достигнутом, мне есть к чему стремиться и над чем работать.. Может это не основной и не для всех, но действенный дополнительный стимул в покорении новых вершин.

Причем, чувство гордости необязательно должно быть направлено на себя. Недавний яркий пример - необоснованно низкое судейство выступлений Алексея Немова в Афинах, негодование и горячая поддержка спортсмена залом, не дававшим продолжить соревнования и заставившим судей пойти на беспрецедентый шаг - изменить оценку, вызвали именно это чувство в сердцах многих россиян - гордость и радость за нашего соотечественника. И не вижу в этом ни капли негатива.

Вова, #35 >>
В житейском смысле, думаю, большинство с Вами согласятся.
Однако, в религиозном контексте нет никакой разницы между понятиями "гордыня" и "гордость" - это [едва ли не] самый серьезный грех. Никакой середины просто нет.
И здесь спорить, действительно, бесполезно.

Так же, как противопоставить самоуважение и чувство собственного достоинства проповедуемым смирению и любви к ближнему.


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Danmer от 10 Сентября 2004, 14:55
Proud, #34 >>
Кстати. "...комплекс превосходства - первопричина всякого зла" (Гилберт К. Честертон)


Название: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: White_Rabbit от 24 Марта 2005, 14:27
думаю, надо смотреть по результату. Если наличие гордости работает на вас - добродетель, тормозит жизнь - порок.


Название: Re: Гордость - самая страшная пагуба
Отправлено: Алиночка1024 от 08 Марта 2011, 21:42
Здравствуйте все тут сидящие.
Пишу вам я, Алина. Я попробую кратко, и так чтобы ничего не упустить.
О себе немного. Я всегда была душой компании, веселой зажигалочкой, с верой в Бога,ходила в церковь. Пусть не каждую неделю, но пыталась как можно чаще.. Радовалась жизни. Любимый человек был,Андрюшка. Как это бывает у всех влюбленных по-настоящему я не видела его недостатков. Я их почему то придумывала нарошно, но все это было в шутку. Я шутки понимала, это важно. Друзья лучшие были, многие из них остались. Но к ним у меня остался такой осадок, который не могу погасить всем своим существом. У меня выделился один "лучший" друг, и я конешно понимаю, что другие от этого не стали хуже , но они почему-то в моем восприятии угасли. Но я из-за всех сил стараюсь их удержать. Во иммя того что было, наверное, и еще потому, что я понимаю что не должна так к ним относиться, так как когда опомнюсь и исправлюсь, то они будут мне нужны еще сильнее, чем сейчас. Однако, мои жалкие попытки исправить себя успехом не оканчиваются.
Я сейчас учусь в 11 классе, но когда еще только училась в старой школе(Сейчас я в ней не учусь) к нам пришла одна учительница-не учительница,не знаю, она вожатой к нам в школу пришла. Очень скоро она стала нашей классной руководительницей. Ничего плохого о ней сказать не хочу. Она сразу привела нас в восторг. Креативная, смелая, пришла сверкнула и не потухла.И честно говоря, я сейчас раскаиваюсь, но не совсем это от души, как мне хотелось бы!! И я вообще не знаю, смогу ли когда-нибудь.
Так, вот, об Юлии Сергеевне.
Я училась не там где жила, и жобираться было тяжело - маршрутки ходили очень нечасто.
Она звала к себе домой после школы.  и ПОЧТИ ЗАМЕНИЛА МАМУ,СЕСТРУ!
Я привыкла к ее детям.
Однажды, я дома закатила огроменный скандал по поводу: мама не пускала к ней ночевать. Я прикрывалась: мы с одноклассницами вечером будем отмечать тот то тот то праздник, и ночевать я буду там, у нее. На самом деле к Юльке(так я ее называла), приезжали девочки старше меня и мы пили. Пиво.
Мне казалось ха. Да вот еще чуть и все.
Ноя пристрастилась к их дому. Курила там. Она разрешала, правда когда она бросила и мне сказала бросать.
Я стала бывать у них чаще.
Приехав однажды домой я истерила, говорила попрекала своих домашних тем что они меня не понимают. (Хотя я всю жизнь до этого жила в непонимании и ничего. )за что мне щас стыдно. Сестра говорит я даже за нож хваталась. Угрожала ей. !!!!!!!

Если бы вернуть то время, и все поменять!!!!!!!!! Как бы я сейчас жила?!
Вечер как вечер был. Пили снова.
Мне не нужен был никто, кроме нее.
Боже...............
Она говорила что мы лучшие.
Тут началось мое падение, падение моей маленькой пушистенькой не тающей в себе и намека на злодения души.
Как бы я ее хотела вернуть сейчас...сегодня......... Я бы жила по бругому это точно.
Потом я перестала ходить в церковь. Искала отмазы. Находила их. Не ходила в церковь.
Потом отдалилась от Бога............. Его присутствие было не то что не необходимо. Я Его стала отрицать. :'( Не зна что на меня нашло.
А прошлым летом (весной произошел тот случай,а летом со мной начали происходить чудеса :'( )
Ночью во сне меня крутило во все стороны, когда я читала "Отче наш" меня трясло как от лихорадки. Губы шевелились а звука не было. Мне как будто бы перекрыли голосовые связки.
На следующую ночь я была на полу с мамой легла, так как в тот раз была сильно напугана произошедшим.
Сначала я увидела темную тень рядом с собой. Думала показалось.
Уснула.
Проснулась от того, что на меня что то давило. Прямо в сердце. Его жали и боль  была физически ощутима.

когда я открыла глаза все исчезло. Я боялась спать.........
Потом становилось хуже и хуже.
Думала сглаз-я танцую и много завистников.


Не знаю как связать все это в одно. Помогите. Что со мной?
Я читала статью о гордыне- я под все пункты подхожу :'(
Я хочу избавиться но нет сил. Где их взять?!

Сейчас я не разговариваю с сестрой,точнее мы общаемся, но я ее не терплю и она меня. Может ли быть такое что мы обе горды до безумия поэтому все так?!,....
Помогите.....Больше не могу.....В школе проблемы.....Мне хуже......


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: VasilyevEvgen от 10 Марта 2011, 10:29
За что боролись на то и напоролись, не находите?


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Алиночка1024 от 14 Марта 2011, 23:19
Да,я это не отрицаю.Это так.Что мне делать?
Ведь я осознаю.. Но что-то во мне противится,и я невольно поддаюсь.
Обращаясь к Богу,я боюсь,боюсь предать Его.поэтому не решаюсь пообещать что буду исправляться. Вобщем,я в корень запуталась.
Подскажите мне пожалуйста...


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Алиночка1024 от 14 Марта 2011, 23:23
Я не была такой.Я была хорошей,не совершенной,но я любила то что есть у меня.А сейчас мне видится все таким глупым.И подсознательно я не собираюсь меняться "Как это.Да мне и так хорошо. Живу для себя. Чего еще надо"-вторит внутренний голос.Но я то знаю,что нельзя быть такой. ВОбщем во мне такая борьба :'(


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Алиночка1024 от 15 Марта 2011, 00:12
Болтливость(излишняя) признак гордости? Я где-то слышала об этом..


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: VasilyevEvgen от 15 Марта 2011, 11:23
ВОбщем во мне такая борьба :'(

И какая половина побеждает?


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Алиночка1024 от 15 Марта 2011, 17:32
Я не могу сказать,я сама пока не понимаю.
Извините,мы даже не  знакомы с Вами. Я думаю о том,что добро во мне живо,раз еще я не превратилась совсем в черствого человека. И пути выхода есть... Я уже даже научилась бороться. Чуть чуть. Но научилась.


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Алиночка1024 от 16 Марта 2011, 15:46
Мне кажется все искусственным и ненастоящим вокруг.Серый цвет.
Я много думаю..Веду себя странно...
Меня чуть ли уже за идиотку считают... И мне страшно,страшно потому что учебный год в 11 классе,в новой школе,а меня уже приняли не все. И я себя чувсвую плохо не только в школе но и дома...
Я выбилась из сил.... Как мне вернуть прежние представления?...Прежнее...Это так трудно... Не думала что я так попаду.Мне страшно.
Я уже исповедовалась и причащалась.Но в школе все ко мне возвращается.Учусь хорошо,и представьте как ко мне там относятся?Мало того ведет себя как ....не знаю кто,так еще и Чего-то знает.\
Беда мне... Верю в хорошее,но отчаиваюсь. Очень. Не знаю,как мне вернуться к прежней жизни??


Название: Re: Гордость - порок или добродетель?
Отправлено: Смайлик от 14 Февраля 2017, 01:55
http://www.youtube.com/watch?v=9PTw6K1yZyU (http://www.youtube.com/watch?v=9PTw6K1yZyU)