Города на Мурмане
24 Ноября 2024, 00:35 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   ПРАВИЛА Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: «Самый неожидаемый фильм 2009 года!»  (Прочитано 4369 раз)
iwcpr
молодой
*

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 1


« : 10 Февраля 2009, 12:57 »

«Самый неожидаемый фильм 2009 года!»

 

   В 1994 году на экраны страны вышел фильм «Окно в Париж». Страна затаила дыхание на словах главного героя фильма, учителя Николая Чижова, обращенных к его ученикам: «Вы родились в неудачное время в несчастной разоренной стране… Но это ведь ваша страна! Почему же вы не хотите сделать ее сделать ее лучше хотя бы чуть-чуть? Ведь надо только попытаться…»

   «Окно в Париж» стал легендой. А вот имя его создателя почти кануло в забвение. Время такое  – кто не пиарится, тот не виден! Как слиток золота на дне болотной  жижи, как сокровища не видны на поверхности реки, по которой плывет… Да какая разница, что плывет на поверхности! Главное – найти сокровища! А ведь у Юрия Мамина, выдающегося русского режиссера, помимо всенародно любимого хита «Окно в Париж»  были такие шедевры как «Праздник Нептуна», «Бакенбарды», «Фонтан»! Вероятно, режиссеру просто некогда было самопиариться и заниматься саморекламой. Работал и творил вопреки всем халдеям. Когда не стали давать снимать сатиру,  в заскорузлые  девяностые, ушел на телевидение и начал делать просветительские музыкальные программы «От форте до пьяно» и «Хамелеон».  Потом в начале нового тысячелетия осчастливил нас восемнадцатью сериями авторского сериала «Русские страшилки» про нашу «жисть».

   И вот, по прошествии пятнадцати лет со времени «Окна в Париж», не считая его фильма «Горько!» (1997 год) , которого сам режиссер называет  не более чем изящным пустяком – Юрий Мамин буквально ворвался в омертвевший и застойный, благодаря официозным и искуственно распиаренным проектам, кинематограф нашей необъятной родины.

   Страна опять затаила дыхание. С экрана на ошеломленных зрителей выплеснулась история современного молодого героя, похожего на красивый вариант Абрамовича (Михаил Тарабукин). Но зритель обомлел не столько от этой истории, сколько от формы, в которую режиссер-новатор облек ее. Все герои фильма «Не думай про белых обезьян» говорят такими «прикольными» и талантливыми стихами, что зритель сидит словно в состоянии гипнотического транса и ловит каждую новую рифму. Кто попроще – те ржут над каждой строкой. Кто поумнее – просто улыбаются. Кто подушевнее – плачут . Кто совсем уж циник – те пожимают плечами и не понимают, почему в конце фильма им так неуютно с самим собой. Вроде, душа у циника заболела – а разум говорит «Не поддавайся на режиссерские уловки!» И при этом все стихи герои этого фильма  нам преподносят так виртуозно и достоверно, что от их «неигры» становится головокружительно, как в горах от свежего озона. И весь фильм идет    под тако-ой-ОЙ! саунд-трек, что его просто можно отдельно вычленить из киноповествования и вставить в образцово-показательный аудиодиск – мол, слушайте, как надо создавать музыку к фильмам! Читаю в титрах фамилию композиторов и аранжировщиков и опять перехватывает дыхание. Юрий Мамин, Роман Заславский. Это что – тандем двух выдающися мастеров? Значит -  режиссер пишет музыку к своим фильмам, как это делал великий Чарльз Чаплин? Звоню режиссеру: «Юрий Борисович, это как понять? Поясните темному парню из Владивостока  – вы что, консерваторию закончили?» - «Нет, не закончил, сломал в драке палец», - смеется режиссер. – «А вообще я только из-за этого не стал профессионалным пианистом. Но может быть это и к лучшему – Рихтера бы из меня все равно не получилось, а на меньшее я бы не согласился». – «Спасибо этим хулиганам – а то бы мы никогда не увидели ваших фильмов…»  - «Заславский Рома тоже консерваторий не оканчивал, зато, по-моему мнению, это абсолютно гениальный аранжировщий нашего времени» - говорит режиссер про своего коллегу-музыканта.

   Возвращаемся к «Обезьянам».  Этакий современный бармен, желающий стать олигархом встречает на заброшенной мансарде троицу маргиналов. Суицидную девицу (Катерина Ксеньева), художника-алкоголика (Алексей Девотченко)  и странного чудака (Анвар Либабов), повесившего на рот замок и медитирующего на крышах Питера, за весь фильм не проронив ни слова (даже во время драки с лихими бандитами). Так вот, этот самый бармен Вова уже стал иконой героя нашего времени. Предприимчив, мил, весел, умен хватким торгашеским хитрым разумом, любит прибрать к рукам все, что движется и не движется. В том числе и эту троицу. На выбор у него – или сдать их обратно в психбольницу, или… Он выбирает «или». То есть сделать из них троих дешевую рабочую силу,  а именно: художника-алкаша заставить расписывать подвал под ресторан, а заодно и поразвлечься (с суицидной девицей) и поприкалываться  (на молчаливого китайца в позе лотоса). Короче – взять от жизни все!

   Однако, наш герой обламывается, и обламывается по-крупному. И в конце фильма мы понимаем, что если этот чувак и будет продолжать жить, то лишь как овощ в богатом огороде. Собственно, это и не жизнь вообще. А вот то, что было у него в жизни, когда была жива эта сумасшедшая, обаятельная и талантливая троица – вот это и было единственно счастливое и светлое время  во всем его земном существовании.

   

   Опять задаю вопрос режиссеру: «Юрий Борисович, в чем соль фильма? Я не могу сформулировать, столько всего навалилось – как симфония Моцарта! С ужасом ловлю себя на мысли, что комок в горле застрял в конце фильма, а вроде плакать как мужчине не полагается. Выходил из кинотеатра злой сам на себя, что расчувствовался!» - «Да чего там формулировать – все очень просто. Во-первых, не надо стыдиться чувств, Вы не на гауптвахте. Во-вторых, вот недавно узнал новость. Один богатейший бизнесмен из России застрелился. Сначала он разорился и остался без денег, а потом решил свести счеты с жизнью. То есть, получается, что кроме денег у него в жизни ничего не было и когда их стало мало, то у ничего  не осталось. Просто стало нечем и не для чего  жить. Наш герой куда многограннее и глубже. Он, наоборот, не хочет жить в конце фильма, когда сидит на крыше своего блестящего бизнес-центра, и понимает, что он, фактически, мертвец. Потому что когда-то, когда он был с этой сумасшедшей троицей, он почувствовал, что есть настоящая любовь, а не … секс, что есть  теплота человеческих отношений, он понял, что можно получать удовольствие от созерцания городских крыш и от аромата свежего морского ветра, и что эти мелочи и есть – смысл жизни.»

   Да уж, просветил! Последний романтик отечественного кино Юрий Мамин!.. Иду по городу, и понимаю, что ничего не понимаю, но мыслей, ассоциаций и какой-то тоски, которой и названия нет – в избытке. Все время в ушах звучит саунд-трек из фильма. Смеюсь, вспоминая прикольную рифму того или другого эпизода.  Обаятельные и одухотворенные лица уникальных в своей одаренности актеров – главных героев  фильма «Не думай про белых обезьян» встают перед глазами, как иконы. Такого я не ожидал уже лет… пятнадцать. «Господин режиссер! – говорю я мысленно Мастеру по имени Юрий  Мамин – Да Вам Бог не заставить нас, ваших почитателей,  ждать Вашего нового великого «открытия окна  в настоящее искусство» пятнадцать лет! Удивите нас еще этак раз … «…цать»! Заставьте нас «думать про белых обезьян»!

 

   Михаил Бортников, журналист, режиссер
Записан
libertador
молодой
*

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 6



« Ответ #1 : 30 Июня 2009, 03:43 »

Новый фильм Сергея Медведева под оптимистическим названием "Юрий Андропов. Пятнадцать месяцев надежды" показан на Первом канале в связи с 95-летием со дня рождения главного героя. Внимание к этой фигуре вполне понятно. Именно образ генсека-чекиста является наиболее привлекательным для путинского режима, это та часть советского прошлого, которая ему наиболее по сердцу.

Юрий Андропов предстает таким либеральным авторитарным лидером, который и порядок в государстве хотел навести, и до террора сталинского типа не опуститься. Поэтому, дескать, еще в бытность председателем КГБ он придумал наиболее видных диссидентов не расстреливать, не сажать в лагеря и даже не ссылать в Сибирь, а всего лишь высылать их за границу. И Западу демонстрируется сравнительный со сталинским временем либерализм, и оппозиция внутри страны лишается наиболее заметных лидеров и не в состоянии сформироваться в сколько-нибудь мощное движение. При этом, правда, не упоминается о широком развитии именно при Андропове карательной психиатрии - стыдно вспоминать. Ни слова и о том, что в короткое андроповское правление ужесточилась цензура, отнюдь не либеральная и в брежневские времена.

Вообще в фильме об Андропове говорят только хорошо. Этому способствует подбор "говорящих голов": все они либо из состава группы консультантов, созданной Андроповым в бытность его главой отдела соцстран ЦК КПСС, либо из числа его подчиненных в советском посольстве в Венгрии и в КГБ, либо, наконец, из его родни. Чтобы сделать образ Андропова более человечным, в фильме подробно рассказывается о его личной жизни, о его трогательной любви к второй жене, о стихах, которые он читал только в самом близком кругу. При этом упоминается и о его первой семье, которую бросил то ли ради новой любви, то ли ради карьеры. Получается, что в этом случае Юрий Владимирович поступил не слишком красиво, тем более что первой семье в дальнейшем никак не помогал и проявил полное равнодушие к сыну, который стал уголовником, спился и рано умер.

Но на подобных мелочах авторы фильма внимание не задерживают. Главное, Андропов хотел сделать как лучше, вытащить страну из пропасти. И только для этого стремился к верховной власти. Вот только какими средствами он пытался спасти страну, которую, вероятно, спасти уже было нельзя? Была ли у него какая-то программа действий? В фильме утверждается, что вопрос о том, кто станет преемником Брежнева, решился на заседании Политбюро после смерти Леонида Ильича, в борьбе между Андроповым и Черненко. Это давняя легенда, ничего общего не имеющая с действительностью. Она понадобилась в том числе и для того, чтобы доказать: Юрий Владимирович до самого последнего момента не был уверен, что станет генсеком, поэтому озаботился выработкой программы действий только после прихода к власти. На самом деле Андропов стал кронпринцем еще в январе 1982 года, когда сменил умершего Суслова на посту второго секретаря ЦК - секретаря по идеологии. Так что уже тогда смело мог разработать программу преобразований. Но ведь не разработал.

В фильме упоминается, что Андропов считал главным злом коррупцию и собирался навалиться на нее всем миром и покончить с этим злом за год. Однако давно известно, что уровень коррупции обратно пропорционален уровню развития демократии. И борьба Андропова с коррупцией была столь же безуспешной, как и борьба с ней нынешних властей. Когда Андропов пришел к власти, выяснилось что число преступлений, связанных с коррупцией, а также с хищением социалистической собственности, многократно превышает возможности советских судов.

В фильме глухо упоминается, что Андропов собирался реформировать социализм, но не по югославской, а по венгерской модели. Вероятно, это связывают с пребыванием Андропова послом в Венгрии (хотя в ту пору в Венгрии о своей модели социализма речи не было). Однако все реформы Андропова свелись к облавам на прогульщиков и ужесточению административного контроля над экономикой. Все эти меры ничего общего с либерализмом венгерской модели не имели и ни к каким положительным результатам не привели.

Все облавы в магазинах, кинотеатрах и банях привели только к тому, что люди маялись от безделья на рабочих местах. Из-за гигантской скрытой безработицы в Советском Союзе, особенно в последние 15-20 лет его существования, людям на работе действительно частенько было просто нечего делать. Но об этом в фильме не говорится ничего.

Если же смотреть фильм не с точки зрения восторженного почитателя Андропова, а объективно, то получается, что его авторы своего героя, сами того не желая, порой разоблачают. Один из немногих разоблачительных кадров в фильме - прощание Андропова с коллегией КГБ в 1982 году Подхалимские смешки в ответ на его короткую, с потугой на остроумие речь дорогого стоят.

В фильме всячески педалируется физическая немощь Брежнева в последние годы его правления: дескать, престарелому генсеку давно было пора на покой. Некоторые высшие офицеры КГБ даже утверждают, будто советовали Андропову поставить вопрос об отставке Брежнева, но тот это предложение отверг, сказав, что товарищи по Политбюро его не поймут. Думаю, что такое предложение - плод пенсионных фантазий генералов-чекистов. Во времена Брежнева подобная инициатива была равносильна попытке государственного переворота. В свое время Тухачевский и его товарищи за предложение отставить Ворошилова поплатились головами. В "застойные" же времена генералов-фрондеров точно бы отправили в отставку, а Андропова - на пенсию. Из фильма же становится очевидно, что Андропов пришел к власти совершеннейшей развалиной, а последние полгода был прикован к больничной койке и страной фактически не руководил. Главное же, сам фильм - скорее всего, помимо воли его создателей - доказывает: советская система была обречена, и даже внутренне честные, в смысле не берущие взяток и дорогих подарков и не присваивающие себе то и дело пышных званий вожди вроде Андропова ничего путного сделать для спасения системы все равно не могли.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006, Simple Machines
Wap | PDA | Обратная связь
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!