king of pop
молодой
Карма +2/-0
Offline
Сообщений: 4
|
|
« Ответ #1 : 01 Декабря 2009, 18:15 » |
|
Телевизионный проект в виде 16 серий художественного фильма «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» по сценарию Эдуарда Володарского на канале «Россия», конечно же, заинтересовал зрителей. Во-первых, главной фигурой легендарного гипнотизера, читающего чужие мысли и предсказывающего не только будущее людей, но и целых стран. Во-вторых, сериал снимали мастера отечественного кино: Владимир Краснопольский и Валерий Усков, поэтому никакой клюквы допустить не могли. А в-третьих, в фильме снимались замечательные актеры, и среди них народный артист России Евгений Князев, который, несмотря на колоссальную занятость, согласился побеседовать с корреспондентом «Трибуны».
– Скажите, Евгений, играть документально-исторические образы сложнее, чем художественные?
– Думаю, да. Ибо на сегодняшний день не осталось никаких видеодокументов, касающихся жизни Мессинга, и книг нет о нем, помимо его собственной, выпущенной в 1965 году. Когда год назад Владимир Аркадьевич Краснопольский предложил мне сыграть Мессинга, – я стал судорожно вспоминать, что о нем знаю, поскольку никогда на его концертах не был. Правда, однажды Боря Хмельницкий сказал мне, что Мессинг помог ему справиться с заиканием. Я понимал, что столь необычные люди встречаются, потому что одна из таких женщин тоже избавила нашу дочь от заикания. Мне не стыдно признаться в своем незнании, поскольку в 70-е годы, когда Мессинг ушел из жизни, парапсихологией и телепатией не очень-то интересовались. Конечно, он был выдающимся человеком, за поимку которого Гитлер давал 250 тысяч марок, а Сталин с Берией держали на особом контроле. Во время съемок у нас была большая массовка и разные люди подходили ко мне и говорили, что видели выступления Мессинга, и я выпытывал у них о его поведении на сцене. Поэтому много услышал полезного для себя.
– Но книгу-то Мессинга вы читали? О чем она?
– Так как книга вышла во времена советской власти, а значит, в период борьбы с мракобесием, то он пишет, что в его труде нет ничего сверхъестественного, и это практически может сделать каждый человек. Понятно, что Мессинг писал неправду. Это дар, который дается исключительным людям, не имеющий ничего общего с шарлатанством и цирковыми гипнотизерами. Дело в том, что сам Мессинг не мог объяснить свою способность видеть сквозь время, поэтому всю жизнь мечтал, чтобы у него была какая-то лаборатория, где можно было исследовать телепатические способности. Ведь он мог заставить свой организм заснуть на несколько суток.
– Кажется, по национальности он был поляком?
– Польским евреем.
– Поэтому бежал из Польши в 1939 году?
– Да. Ведь в варшавское гетто он попал вместе с семьей, и все родные там погибли (к сожалению, этого нет в фильме), а его удалось вывести оттуда, довезти до Буга и переправить в СССР. Эта та мистика, которая говорит о том, что этому человеку было суждено выжить, несмотря на преследование фашистов, так как на одном из концертов он объявил, что если Гитлер пойдет на восток, то Германию ожидает крах.
– И все-таки как исполнитель роли провидца вы можете сказать: это был божий дар или проклятие?
– Фактически об этом мы снимали кино. Лично я играл человека, который жил и мучился с этим даром, потому что предсказывать – предсказывал, а изменить ничего не мог. Мистика сопровождает человека повсюду. Возьмите нас с вами: мы разговариваем, но параллельно вы думаете о своем, а я – о своем, но мы этого не знаем, в то время как наши мысли витают в воздухе. Ведь не зря сказал один из первосвященников: «Веруй, ибо абстрактно».
– По-вашему, можно верить в Бога и в мистику?
– Лично я бываю в церкви, и духовность для меня всегда стояла на первом месте, но я настолько часто сталкиваюсь с непонятными явлениями природы, что просто теряюсь. Например, почему у одних и тех же родителей рождается совершенно два разных ребенка. Мы приходим в этот мир познавать, но так до конца познать его не можем.
– А если заглянем за ту черту, за которую заглядывать нельзя, то можем и лишиться рассудка, как ваш Герман в «Пиковой даме».
– Когда вышел спектакль в Вахтанговском театре – я был значительно моложе и об этих вещах не задумывался. А Петр Наумович Фоменко говорил нам: «Вот вы смеетесь: мистика, мистика, а разве вам сны ничего не предсказывают?» В жизни не забуду сон, который приснился мне после гибели моего друга Жени Дворжецкого. Будто он жалуется, что ему холодно и просит меня дать что-нибудь теплое. Я отдаю свитер, связанный моей мамой, и она, не будучи больной, через две недели умирает… Вот что это, скажите?..
– У меня складывается такое ощущение, что ваше имя Евгений толкает вас к персонажам с трагической судьбой.
– Я об этом тоже часто думаю. А что я могу сделать? Ведь я не назначал себя ни на роль Мессинга, ни на роль Арбенина, которого сейчас репетирую в своем театре.
– Но вы ощущаете, как эти роли забирают вашу энергетику и даже, извините, часть вашей жизни?
– Да, да, да! Вот вчера мы играли «Пиковую даму», так вы не поверите, после окончания спектакля я еле дошел до грим-уборной, настолько был весь выпотрошен. Ведь мой Герман вступает в спор с судьбой и погибает, но я-то не знаю, что случится лично со мной, потому что спорить с судьбой бесполезно.
– Но и разделять судьбу с персонажем, который сходит с ума, – тоже страшно.
– Конечно. Но так складывается моя актерская биография. Начиная с Казановы, я или умираю на сцене, или схожу с ума. Не знаю, почему, но на роль Мессинга меня утвердили без всяких проб, в то время как на роль жены Вольфа пробовались четыре актрисы. И в конце концов выбрали Тару Амирханову, которая больше всего устраивала меня. Стоило мне взглянуть на нее, как я успокаивался, и на душе становилось легко. Меня-то и Краснопольский толком не знал и не видел на сцене...
– Кстати, на Первом канале недавно вышел документально-художественный фильм о Мессинге в исполнении Евгения Редько.
– Да, мы с ним очень похожи, даже в одном фильме играли братьев. Знаете, есть такой тип людей, о которых Марина Цветаева писала: «Острый угол и уголь». Правда, сейчас я несколько округлился, а до этого и Троцкого, и Зиновьева играл, даже приглашали на роль Мейер-хольда.
– А фильм вы снимали каждый день по серии?
– Вы что? Мы снимали каждый день по четыре с половиной минуты, подробно и тщательно, и так в течение года. Съемки проходили в Минске, потому что там строить павильоны в несколько раз дешевле, чем в Москве.
– Скажите, а вот Сталин, Берия, Абель, Эйнштейн были задуманы режиссером, как характеры, на которых лежит определенная печать?
– Ну разве Петренко может играть схему? Именно поэтому его Сталин, как ни странно, вызывал у меня и сочувствие, и уважение. И Берия тоже – не исчадие ада, если на минуточку вспомнить, то он поднял атомную промышленность СССР. В истории не все так однозначно, как этого хотелось бы тем, кто ее переписывает.
– А какие сцены для вас были самые сложные?
– Парадокс состоял в том, что самыми сложными для меня оказались простые сцены, где ничего не надо было играть, просто достоверно существовать в кадре. При этом уставал я страшно, так как надо было представлять перед собой то, что в данный момент видит Мессинг, иначе мой зрачок был бы пустой.
– И тем не менее сыграть Арбенина в спектакле «Маска-рад» сложнее, чем находиться четыре минуты в образе Мессинга?
– Это несравнимые величины. Держать внимание зрителей в течение трехчасового спектакля, все равно, что уголь без передышки бросать в топку. В свое время я окончил горный институт и работал в этой области, поэтому мне есть с чем сравнивать. Но из театра я никогда не уйду в кино, хотя там и известность, и гонорары большие. Не потому что я такой хороший, просто театр совершенствует мое мастерство, хотя главные роли можно ждать годами, и это очень трудно.
– Своим студентам Щукинского училища, ректором которого вы являетесь, тоже
рассказываете о трудностях актерской профессии?
– Свою первую лекцию я начинаю с того, что актерской профессии вы можете научиться сами, а мы вам только будем помогать. Но для того чтобы научиться, надо отчетливо понимать – для этого необходимо каждый день трудиться и если что-нибудь по лености пропустите, то никогда большими актерами не станете.
|