Как британские летчики воевали на советском Севере Когда говорят о летчиках союзных государств в годы Второй мировой войны, вспоминают, как правило, только о французском истребительном авиационном полке "Нормандия-Неман". Вместе с тем заслуживают внимания также действия британских летчиков.
Первая операция Королевских ВВС (Royal Air Force, RAF) в СССР под названием "Форс Бенедикт" ("Force Benedict") длилась всего шесть недель, но по ее итогам четверо пилотов получили одну из высших советских наград - орден Ленина.
Это единственные британцы, награжденные такими орденами. Операция положила начало сотрудничеству летчиков RAF и ВВС СССР.
История о британских летчиках в России мало известна.
В Британии в какой-то момент о них вообще забыли, писал коммодор авиации и бывший атташе по безопасности и авиации в посольстве Британии в Москве Фил Уилкинсон.
Несколько участников миссии в Мурманске опубликовали свои воспоминания.Адъютант командира крыла Хьюберт Гриффит в 1942 году написал книгу "RAF in Russia", летчик Эрик Картер вместе с журналистом Энтони Лавлесом в 2014 году написал книгу ""Форс Бенедикт"", летчик RAF Джон Голли пишет о "Форс Бенедикт" в книге Hurricanes over Murmansk (сам он в операции не участвовал).
Детали миссии также описываются в автобиографиях летчиков - лорда Нила Кэмерона, Рэя Холмса, Фредди Крю.
Русской службе Би-би-си удалось дозвониться до Эрика Картера. Вот как он описывает операцию "Форс Бенедикт":
"Я думаю, эта миссия была на самом деле очень важной в то время. В 1941 году немецкие войска довольно далеко продвинулись в Россию, они были у самой Москвы. У Сталина не было другого выбора, как попросить Черчилля о помощи.
Ваша страна думала, что немцы были друзьями, пока они не добрались до ваших границ. СССР был в довольно плохом положении. Мы [Британия] отправили вам корабли с товарами и самолетами, тоннами боеприпасов, оружием и танками, и это помогло. Думаю, вы согласитесь, что это сильно помогло.
Если бы мы ничего этого не прислали, - ситуация была очень рискованная - Германия могла бы выиграть. Если бы Германия выиграла, я думаю, она обратила бы внимание на Англию, и мы бы долго не продержались против всей немецкой армии.
Кто знает, что случилось бы потом. Было очень важно, что мы держали порт Мурманск открытым [для поставок].
Мы летали с российской эскадрильей, я летал много раз с вашим летчиком-асом. Им нравились истребители Hurricane. Мы, конечно, общались, но у нас не было на это много времени, потому что мы были очень заняты. Мы всегда очень хорошо ладили.
У нас за лагерем была баня, в которую мы время от времени ходили. Они [советские военные] приводили женщин с длинными березовыми вениками, которыми те хлестали нас по задницам.
Я много раз потом был в России. Меня всегда очень хорошо встречали. Кажется, мы им нравились, они всегда были к нам очень добры.
Я был там четыре года назад с моим сыном. Я думаю, вы помните вашего известного летчика, он погиб вскоре после того, как мы вернулись в Англию [Картер имеет в виду Бориса Сафонова - ред.].
Они [организаторы визита] не поленились и нашли его сына. Его сыну было всего 3-4 года, когда его отца убили. Они нашли сына и привели на ужин к нам. Это была очень эмоциональная встреча для всех присутствующих. Его сын расспрашивал меня об отце.
Я не думаю, что [мы] признаем ваши заслуги в полной мере. В конце концов, ваши жертвы среди мирного населения и военных были огромными. Я думаю, что мы должны быть более признательны за ваше участие в войне".
_________________________________________________________
Судя по воспоминаниям летчиков, советские военные оказались очень дружелюбными, даже командование охотно шло на контакт (затем, правда, все изменилось).
В своих книгах и статьях пилоты RAF приводят много деталей, свидетельствующих, как различались военные двух стран и сами страны.
Первая советско-британская операция во Второй мировой войне организовывалась наспех. Отношения между государствами были едва подходящими для такого сотрудничества.
Союзник в Лондоне
В день нападения Германии на СССР премьер-министр Британии Уинстон Черчилль выступил с речью по радио.
Глава кабинета министров напомнил, что считает черты нацистского режима неотличимыми "от худших черт коммунизма" и что в последние 25 лет не было в мире более стойкого противника коммунизма, чем он сам.
"Но всё это бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся сейчас", - сказал премьер-министр.
Черчилль объявил, что британское правительство решило оказать Советскому Союзу любую техническую и экономическую поддержку, которую может себе позволить Лондон.
Если СССР потерпит поражение, Гитлер нападет на Британию, заверил премьер.
"Поэтому опасность, грозящая России - это угроза нам и угроза Соединённым Штатам", - сказал он в конце своей речи.
Поскольку ответа высшего руководства СССР на обращение Черчилля не последовало, 7 июля Форин-офис отправил МИДу Советского Союза официальное сообщение с предложением помощи.
Сталин ответил только 18 июля, предложив Британии открыть второй фронт на севере Франции и в Арктике.
Британский премьер впоследствии писал в своих мемуарах, что высаживаться на хорошо защищенный нацистами французский берег не было возможности - для такой операции была необходима специальная техника, которую только начали строить, а также мощная поддержка с воздуха.
Британия, потеряв значительную часть авиации за год противостояния с Люфтваффе один на один, не могла такую поддержку обеспечить.
В качестве помощи Черчилль предложил разместить в Мурманске несколько эскадрилий RAF.
Истребители пришлись как нельзя кстати: значительная часть советской авиации была разгромлена в первые дни войны, несколько сотен самолетов были сожжены на земле.
Затем состоялись короткие переговоры, по итогам которых Черчилль поручил сформировать 151 крыло RAF для отправки в Мурманск.
Единственный незамерзающий порт в СССР был стратегические значимым городом, так как позволял Советскому Союзу получать товары и технику от западных стран в любое время года. Чтобы заблокировать этот канал, Гитлер разработал операцию захвата Мурманска, которую назвали "Зильберфукс" (Серебряная лисица).
Рейс в никуда
Операцию "Форс Бенедикт" организовывали в строжайшей секретности. 151 крыло сформировали из двух эксадрилий - 81-й и 134-й.
В конце июля 38 пилотов и более 500 человек техперсонала собрали на военном аэродроме.
Им сделали большое количество прививок, выдали противомоскитные сетки и экипировку для Ближнего Востока. Все говорило о том, что крыло летит на юг.
Задачей 151-го крыла было передать первые истребители "Харрикейн" (Hurricane Mk IIB) и обучить советских военных с ними обращаться (в итоге в СССР было поставлено около 3000 таких самолетов).
Часть первой партии истребителей - 24 машины - перевозили на авианосце "Аргус" (HMS Argus); на нем же находилась часть пилотов и сопровождающей команды. Еще 15 самолетов в разобранном виде перевозилось на "Лланстефан Касл". И далее подробности здесь
http://www.bbc.com/russian/uk/2016/05/160509_britain_murmansk_force_benedict