15.03.2007 скончался после тяжёлой болезни капитан первого ранга запаса Стефанов Алексей Георгиевич. Прощание состоится 19.03.2007 в 13 часов 30 минут в траурном зале госпиталя им. Бурденко по ул. Госпитальный вал, 3.
НАШ КОМАНДИР Нам было легко с ним служить. Дело не только в неистощимом юморе его, главное – он был спокоен, уверен и всегда находил правильный выход из любого положения.
Так было всегда: и когда с танкера «Гасанов» нам закачали обводненный мазут, что привело к потере хода в штормовом Норвежском море, и когда полупьяный теплоход по чужой стороне Кольского залива шел прямо на нас, и когда в девятибалльный шторм размотался за борт швартовный конец, и когда американский фрегат наводил на нас орудия…
Из заводской «сборной», из списанных с других кораблей «годков» и молодых лейтенантов он сколотил дружный экипаж боевого корабля, который через 8 месяцев после прихода на север смог выйти на боевую службу, а после нее на «отлично» отстрелять инспекторскую ракетную стрельбу.
Я не помню случая, когда бы он кричал. Даже просто повышать голос было не в его манере управления подчиненными. Да ему это было и не надо – подвести такого Командира было невозможно. Он доверял нам, а мы доверяли ему. Не знаю, он ли придумал выражение «разбудить за 5 минут до катастрофы», но вахтенные офицеры при нем никогда не были простыми трансляторами команд – Командир мог спокойно покидать ходовую рубку. Стоя вахту, мы под его руководством учились управлять кораблем и людьми, что позволило большинству успешно продвигаться по службе - недаром наш «Адмирал Юмашев» называли «кузницей кадров».
И потом, будучи начальником штаба и командиром бригады (хотя наша 170 брплк была побольше иных дивизий), он продолжал нас вести по жизни правильной дорогой. Мы с ним делали Дело – а было это нелегко, ведь в бригаде было два авианосца и семь кораблей 1 ранга. Способность принятия и воплощения в жизнь нешаблонных решений, умение найти в предложениях подчиненных изюминку позволяли Командиру добиваться нужных результатов. Так, после трех суток безрезультатного поиска подводной лодки в Тирренском море почти целой 5 эскадрой мы взяли контакт единственным вертолетом и потом гоняли супостата целых 65 минут.
В дикое «перестроечное» время Командир не изменил ни своим принципам, ни своему делу. Никогда не «заносил хвост» нужным начальникам. Вот и стал первым комбригом, не получившим адмирала на первом в стране авианосном соединении. И хотя знал и умел поболее многих, был вынужден уйти, пусть и в Главный штаб, но на менее высокую должность. Однако и там не захотел становиться «паркетным адмиралом», хотя возможность была. Потому что и он, и все мы учились не у временщиков-«перестройщиков», а у настоящих Командиров – адмиралов Жука, Скворцова, Колмогорова, Воинова…
А еще он писал стихи и песни, был прекрасным отцом, хотя и не всем открывался с этих граней.
Мне повезло – я служил под командованием Алексея Георгиевича Стефанова от командира группы до офицера штаба.
Почему-то лучшие уходят до обидного рано…
Яков ХОХЛОВ