От чего, простите?)
Обнаружение наружного наблюдения
Наружное наблюдение может быть мобильным или стационарным и проводиться достаточно длительное время, иногда с использованием скрытой видео- и фотосъемки. Мобильное наблюдение еще называют слежкой, от слова "следовать".
Важнейшей задачей при ведении наблюдения является недопущение расшифровки филера (детектива), поэтому он не должен привлекать внимание окружающих его людей. Профессиональные филеры - это люди от двадцати до пятидесяти лет. У них типичные, незапоминаемые лица без особых примет - бородавок, шрамов, ярких родимых пятен и так далее. Фигуры у них тоже обычные, не высокие и не низкие, не толстые и не худые. Одеваются они неброско, но современно и со вкусом, причем верхнюю часть гардероба (рубашки, блузки, пиджаки, плащи, куртки) в ходе слежки они могут менять. В ходу у них и двусторонние куртки, которые можно носить и с изнаночной стороны. Они также могут применять парики, накладные бороды или усы, менять очки. Используют они все эти атрибуты после того, как попадут на глаза объекту наблюдения, чтобы тот их не запомнил, увидев во второй раз. Следует иметь в виду, что нижнюю часть гардероба (брюки, туфли, юбки, носки) так просто не заменишь, и она обычно остается прежней.
Слежку редко ведут в одиночку, потому что велик риск как потерять объект, так и примелькаться. Между собой следящие незаметно общаются с помощью переговорных устройств (мобильных телефонов) или специальными жестами. Часто для слежки используют женщин, как в одиночку, так и в паре с мужчиной. В этих случаях они работают под "легендой" - "семейная пара" или "влюбленные". Могут привлекаться и подростки, особенно из криминальной среды.
Для слежки используют самые обычные для данных улиц машины, причем безо всяких бросающихся в глаза излишеств, - не совсем чистые, не совсем новые, не слишком большие, но и не слишком маленькие, без шпаклевочных пятен, автомобильных украшений (наклеек, эмблем, игрушек), нестандартных элементов отделки и больших, бросающихся в глаза, антенн. Чаще всего - это стандартные Жигули. Могут также использоваться автофургоны и мотоциклы. Специалисты никогда не будут использовать для слежки транспортные средства красного, оранжевого, желтого, белого и других ярких или модных тонов. Специальные машины слежения оборудованы средствами связи, форсированными двигателями, а некоторые имеют раздельные выключатели передних и задних осветительных приборов. Государственные номера могут менять, но набор их, как правило, ограничен, и со временем их можно вычислить.
Выявлять скрытую слежку следует аккуратно, чтобы не насторожить преступников. При обнаружении факта вскрытия слежки объектом наблюдения, преступники моментально ее прекратят, подключат дополнительные силы и будут применять более изощренные методы наружного наблюдения. Поэтому рекомендуется ровное, спокойное поведение как объекта слежения, так и его охраны, отказ от грубых проверок, тем более от демонстрации каких-либо навыков в этой области. Также не стоит демонстрировать факт выявления слежки до полного выяснения намерений и личностей злоумышленников.
Самый простой вид наблюдения - стационарное наблюдение. Оно ведется с неподвижного поста, который располагается в месте, где его длительное пребывание объяснимо, и одновременно имеется возможность контролировать все подходы к объекту. Это могут быть арендованные квартиры, стоящие машины, магазины, подъезды, технические помещения зданий, киоски или передвижные лотки, кафе и рестораны, офисы фирм, остановки общественного транспорта, зоны имитации "ремонтных" работ, парки и т.п. Для повышения скрытности действий преступники могут использовать технические средства визуального наблюдения (телесистемы, бинокли и т.п.), что позволяет увеличить дистанцию до объекта наблюдения и затрудняет их обнаружение. Как правило, мелкие преступные группы не располагают силами для квалифицированной слежки с постоянных постов в течение нескольких суток.
Стационарное наблюдение осуществляется с целью контроля за определенной местностью, зданиями, или не находящимися в движении предметами или лицами. Наиболее интересны для преступников места, куда охраняемое лицо подъезжает на автомобиле - места жительства, работы, постоянных посещений (спортивные залы, сауны, рестораны, квартиры любовниц и т.п.). При изучении этих объектов определяются уязвимые места на подступах и внутри, а также пути подхода и отхода. Иногда стационарное наблюдение применяют и на маршруте следования, когда перемещения объекта известны и его появление в месте наблюдения предрешено. При этом, как правило, выбирают такие места, где в силу объективных причин автомобиль с объектом наблюдения вынужден снижать скорость или останавливаться.
Стационарное наблюдение очень трудно обнаружить. Этим должны заниматься специально выделенные охранники или телохранители, когда они не заняты непосредственным сопровождением клиента. Выявление стационарного наблюдения осуществляется путем регулярного тщательного изучения окружающей обстановки в местах, где такое наблюдение возможно. При обнаружении необычных, нетипичных изменений в окружении, они тщательно расследуются. Насторожить должны следующие моменты:
Припаркованная незнакомая машина с людьми, особенно долгое время стоящая вместе, откуда можно видеть подъезд и машину потенциальной жертвы. Если работают дилетанты, то в машине сидят несколько человек, а в салоне может находиться сменная одежда, еда и термосы. Профессионалы такого себе никогда не позволят, и в машине в этом случае будет находиться один человек. Если наблюдение осуществляется в течение нескольких суток, то автомобиль, место его стоянки, а также лица, находящиеся в нем, периодически меняются.
Незнакомые люди, длительное время находящиеся в зоне контроля. В отличие отмобильной слежки при стационарном наблюдении каких-либо специальных
требований к внешности наблюдателей нет, и круг задействованных лиц может быть гораздо шире. Это могут быть долгое время сидящий у окна или за столиком на улице посетитель кафе; человек, вроде бы читающий газету, но не обращающий на нее внимания; женщина, якобы разговаривающая по телефону-автомату, но при этом следящая за подъездом дома напротив; вошедший в магазин человек, который ничего не покупает, а стоит у витрины и смотрит на улицу; водитель, "чинящий" свою машину; "влюбленная парочка", молодая мама с коляской; пьяный бомж или пожилые женщины, болтающие на скамейке. Особенно следует обращать внимание на места, облегчающие ведение наблюдения: в жаркие дни - места в тени, в холодные дни - места, защищенные от холода и ветра, в дождливые дни - места под крышей.
Отъехавшая неприметная машина или люди, начавшие говорить по мобильному телефону, вышедшие из подъезда или проявляющие суетливость, после того, как
объект наблюдения покинул место своего пребывания.
Обнаружение вблизи мест, посещаемых потенциальной жертвой, фактов осмотра посторонними лицами чердаков, окон заброшенных строений и других помещений с целью подбора места для снайпера или ведения наблюдения.
Постоянно зашторенные окна соседних зданий - скрытое наблюдение может вестись из съемной квартиры.
Появления "по делам службы" на примыкающей территории людей в форме сотрудников пожарной охраны или представителей различных городских ремонтных служб, не внушавших доверия своим внешним видом, поведением или отсутствием удостоверений личности.
По месту жительства полезно поддерживать хорошие отношения с соседями, проживающими в доме пенсионерами, которые любят сидеть на лавочке у подъезда, дворниками, убирающими окрестную территорию. Иногда они могут сообщить о посторонних, неумело ведущих наблюдение.
Мобильное наблюдение (слежка) за охраняемым лицом осуществляется при его движении в автомобиле, на общественном транспорте, пешим порядком.
Для ведения грамотной слежки за автомобилем используют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщину, на нескольких машинах (не более двух человек в одной машине). Дилетанты могут ограничиться и одной машиной, при этом в ней может находиться 3-4 человека. Чтобы не попасть на глаза объекту наблюдения, используют различные способы маскировки. Если слежка ведется одной машиной, то она следует за объектом наблюдения, держась немного слева или справа от полосы его движения и пропустив перед собой не более двух посторонних машин. При использовании двух машин, одна из них, по возможности, использует параллельные улицы и фиксирует наблюдаемого через перекрестки. Время от времени они меняются местами. Если имеется третья машина, она либо опережает объект, наблюдая за ним в зеркало заднего вида, либо поджидает его где-то на маршруте, чтобы принять "эстафету" у коллег. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в переулок и какое-то время выжидают.
Может применяться и другая схема. Одна из машин наблюдения движется впереди объекта, еще одна на некотором удалении от него (но на расстоянии визуального контроля) и еще одна автомашина замыкает цепочку. При остановке объекта или через определенное время преследующая его машина проезжает мимо, передавая наблюдение (по радиосвязи) следующей за ней машине. При резком увеличении объектом наблюдения скорости функции наблюдателя передаются впереди идущей машине.
При слежке высокого уровня часто используют средства негласного определения местонахождения автомобиля - специальные радиомаячки (биперы). Они крепятся куда угодно на автомобиль объекта наблюдения, обычно на задний бампер и позволяют преследователям двигаться на значительном удалении, затрудняющем их выявление. Об этом следует помнить, осматривая автомобиль потенциальной жертвы. В автомобиль могут также установить и подслушивающее устройство. Поэтому не следует подвозить посторонних людей, а после ремонта в мастерской необходимо проводить соответствующую проверку автомобиля с привлечением специалистов.
Для выявления слежки в пути необходимо фиксировать машины, пассажиры которых в процессе обгона пытаются зрительно как бы провести опознание. В движении следует также вести поиск подозрительных автомобилей, к которым относятся машины, необоснованно меняющие полосу или направление движения, неоправданно нарушающие правила, высовывающиеся из-за промежуточных прикрывающих автомобилей. Главным критерием принадлежности машины к слежке являются ее повторяемость в нескольких местах и характерные для сопровождения объекта наблюдения действия. При появлении таких автомашин запоминают их марку, госномера, цвет, внешний вид, описание водителя (пассажиров). Следует иметь в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать автомобили, чем водителей.
При необходимости возникшие подозрения проверяют (на изученных маршрутах), неожиданно свернув в малолюдный переулок, изменив направление, рядность и скорость движения, следя при этом, как реагируют окружающие машины. Можно под благовидным предлогом остановиться за углом и зафиксировать машину, которая проедет мимо. Используют и развороты в противоположном направлении в разрешенных и предназначенных для этого местах, площади с круговым движением, развязки на окраинах города и третьем кольце, проезд через хорошо изученные сквозные дворы и т.п. Можно сделать вид, что собираетесь остановиться на предупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочить перекресток: в этом случае следящий может выдать себя, промчавшись за вами на красный свет.