Китай превращает таможню в мотор экономикиРоссия пытается выйти из роли сырьевого придатка и для этого собирается удвоить несырьевой экспорт к 2025 году. Но это станет реальным только при включении страны в международное разделение труда. А для этого нужно стимулировать не только экспорт, но и, как ни странно, импорт – в частности, промышленных полуфабрикатов, которые после обработки в России снова будут экспортированы
Но без радикального изменения таможни интеграция России в мировую экономику практически невозможна. Образец реформы таможни для РФ демонстрирует Китай, который объявил о полной унификации таможенных процедур. Предприятия фактически переводятся на таможенное самообслуживание, что для российских чиновников может показаться просто дикостью. Ведь не случайно по условиям внешней торговли РФ занимает в рейтинге Doing Business одно из самых последних мест.
Правительство РФ обещает сделать фактором роста экономики несырьевой экспорт. Для этого планируется удвоить его объем к 2025 году, доведя до 200 млрд долл. Такую красивую цифру назвал в понедельник замглавы Минэкономразвития (МЭР) Николай Подгузов, который представлял в Риме инвестиционные возможности России. Подгузов отметил, что для стимулирования экспорта предполагается среди прочего оптимизировать таможенное администрирование и модернизировать пункты пропуска через границу. «Еще одна наша инициатива – обнулить ставку налога на добавленную стоимость при реэкспорте товаров, произведенных иностранными компаниями в России в режиме переработки», – добавил замминистра.
Успех внешнеторговых отношений действительно зависит от легкости прохождения таможенных процедур. Однако именно по этому критерию Россия, несмотря на правильные слова чиновников, сильно отстает от других стран. В целом в рейтинге ведения бизнеса (Doing Business) РФ заняла в 2017 году 40-е место из 190, однако по условиям именно для международной торговли страна находится в группе аутсайдеров: на 140-м месте.
Один из примеров: в России на таможенный и пограничный контроль может уходить до 100 часов, тогда как в странах Европы и Центральной Азии – меньше 30 часов. А в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – всего около 10 часов. Не в пользу России сравнение и с Китаем, который в общем рейтинге Doing Business-2017 находится на 78-м месте из 190, однако по условиям именно для международной торговли – на 96-м месте.
Чтобы облегчить внешнеторговые операции, в Пекине решили радикально упростить таможенные процедуры. Агентство «Синьхуа» сообщило со ссылкой на Главное таможенное управление КНР, что начиная с 1 июля в Китае осуществляется унификация таможни, «благодаря которой предприятия получат возможность декларировать товар, уплачивать налоги и выполнять другие процедуры таможенного оформления в любом пункте таможенного досмотра».
Ожидается, что предприятия смогут самостоятельно заполнять декларации, рассчитывать и уплачивать налоги, таможенные органы, рассмотрев документы, будут пропускать товар, производя выборочную проверку. «Данные меры позволят в значительной степени сократить время прохождения таможни, уменьшить себестоимость таможенного досмотра для предприятий и повысить эффективность работы таможни», – сообщает «Синьхуа».
Пекин таким образом будет стимулировать не только экспорт товаров, но и импорт. И в этом смысле России стоило бы взять на заметку опыт Китая, успешно расширяющего зону своего влияния в мире. Ведь Пекин делает ставку вовсе не на импортозамещение, а на встраивание в глобальные производственные цепочки, закупая помимо сырья и топлива различное оборудование, компоненты, промышленные полуфабрикаты, промежуточную продукцию.
Российские же власти и даже экономисты – авторы различных стратегий делают ставку именно на стимулирование экспорта в ущерб заботе об импорте. В условиях санкционного противостояния Россия взяла курс на импортозамещение, причем не только в пищевой промышленности, но и в фармацевтической и даже высокотехнологичной.
Кроме того, в правительстве уверены, что именно импортозамещение как раз создаст ту благоприятную почву, на которой получится возродить собственные обрабатывающие производства. Во многом это иллюзия. Потому что сейчас России сложно предложить миру что-либо, кроме сырья и примитивной, часто неконкурентоспособной продукции. В таких условиях попытка стимулировать экспорт в ущерб импорту лишь закрепляет за страной роль сырьевого придатка. Выходом из этой ситуации могла стать китайская внешнеторговая модель: закупка полуфабрикатов, допроизводство и дальнейшая перепродажа уже в структуре несырьевого экспорта.
Многие опрошенные эксперты рассказали о минусах и плюсах работы российской таможни. «Минусы: не 100-процентный электронный оборот документов между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), необходимость предоставления подтверждающих документов на бумаге, большое количество принятия таможенными органами незаконных решений в отношении участников ВЭД, что приводит к необоснованной доплате таможенных платежей», – перечислил член Общественного совета при Федеральной таможенной службе (ФТС) Сергей Варламов. «Плюсы: вступление в Таможенный союз, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ускорение процедуры декларирования, унифицированное законодательство на уровне ЕАЭС, увеличение товарооборота между странами-участницами», – добавил Варламов.
«Опыт КНР действительно показывает, что не все так совершенно у нас в стране. Необходимо производить реформу, которая будет направлена на повышение администрирования таможенных платежей. Необходимо проводить унификацию в сфере таможенного законодательства», – отмечает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов.
Хотя не все эксперты считают китайский опыт воспроизводимым в России. «В России и других государствах ЕАЭС ожидается введение нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Этот кодекс вступает в силу с 1 января 2018 года», – напоминает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Орлов.
Мнение о том, что нужно стимулировать в первую очередь – экспорт или импорт, у экспертов разделилось. «В условиях кризиса необходимо стимулировать экспортно ориентированные отрасли экономики, стимулировать экспорт. Но мне кажется, что этого делается недостаточно. Необходимо развитие и стимулирование бизнеса, чтобы он активнее инвестировал в основной капитал. В сложившихся условиях необходимо активнее проводить бюджетно-налоговую реформу путем предоставления налоговых льгот и преференций», – призывает Алисен Алисенов.
«Для России, безусловно, важнее стимулировать экспорт. За первые 16 лет XXI века объем экспорта из России вырос вдвое, при этом объем импорта вырос значительно больше, примерно в семь раз. То есть приток валюты, который шел в страну от экспорта углеводородов, расходовался на приобретение импортных потребительских товаров, вместо того чтобы осуществлять инвестиции в производство отечественных аналогов. Получается, что структурному реформированию экономики сегодня помогают только санкции и экономический кризис», – рассуждает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. «Китаю многое пришлось создавать заново, заимствуя опыт у развитых стран. А у России есть солидный научный потенциал, некоторые российские технологические бренды уже признаны за рубежом. Поэтому IT-сектор может быть нашей точкой роста», – добавляет Мильчакова.
«Поскольку Россия в части глобальной экономической системы, поэтому одинаково важно развивать и то и другое направление. Тем не менее в исторической перспективе каждому временному отрезку соответствуют определенные позиции государства: протекционизм либо либерализация, – уточняет Сергей Орлов. – В настоящее время вектор развития четко направлен на поддержку отраслей, в первую очередь в сфере IT. Но ведущей в федеральном бюджете является нефтегазовая отрасль».
Как пояснили «НГ» в пресс-службе ФТС, «реформа российской таможни учитывает опыт таможенных служб зарубежных стран», ФТС занимается совершенствованием администрирования с целью сделать процедуры простыми и удобными для бизнеса, эффективными и безопасными для государства. Основной вектор – переход на электронную таможню. Планируется создать центры электронного декларирования в зоне ответственности каждого регионального таможенного управления. В дальнейшем не исключен переход к единому центру электронного декларирования.
А в пресс-службе МЭР сообщили «НГ», что внедряемые Китаем подходы к таможенному администрированию давно реализованы и успешно применяются в России: «Таможенный кодекс РФ 1993 года давал возможность экспортерам и импортерам самостоятельно декларировать товары таможенному органу, а также рассчитывать и уплачивать таможенные платежи, не прибегая к помощи таможенных посредников (брокеров). Таможенный кодекс РФ 2003 года предоставил право подачи таможенной декларации в любой таможенный орган, уполномоченный проводить таможенное оформление товарных партий, по выбору декларанта. Тогда же был закреплен принцип выборочности проведения таможенного контроля».
В новом Таможенном кодексе ЕАЭС заложены приоритет электронного документооборота, возможность регистрации таможенной декларации и выпуска товаров информационной системой без участия должностных лиц таможни, закреплена возможность подавать таможенную декларацию без представления дополнительных документов, до четырех часов сокращены сроки выпуска товаров, в отношении которых не выявлены риски нарушений таможенных правил, перечисляют в МЭР.
«Одновременно проводится масштабная работа по развитию несырьевого экспорта. В числе основных направлений такой работы – устранение избыточных административных барьеров, включая таможенные, для ввоза компонентов и средств производства для создания продукции, а также для последующего вывоза такой продукции за рубеж», – обратили внимание в МЭР.
http://www.tks.ru/reviews/2017/07/04/01