"С доходами все очень плохо": россияне вновь стали экономить на продуктах Россияне вновь начали экономить на продуктах, полагают экономисты.
Это заметно из отчетности торговых сетей, у которых слишком медленно растут или даже снижаются продажи.
На это уже отреагировали инвесторы, которые продают акции российского ритейла на фоне не самых лучших показателей.
За последнюю неделю о своих финансовых результатах отчитались сразу несколько крупных торговых сетей - X5 Retail Group, в которую входят "Пятерочка" и "Перекресток", а также "Магнит", "Лента" и "О'Кей"
Финансовые отчеты не очень понравились аналитикам и инвесторам. У "Магнита", например, упал трафик в магазинах и средний чек. У X5 Retail продажи лишь немного выросли, а у "О'Кей" сократилась даже выручка.
"То, что мы видим по показателям розничных сетей, - это идеальнейшая иллюстрация того, что с доходами населения все очень плохо", - объясняет экономист "Локо-инвест" Кирилл Тремасов.
Обеспокоенность состоянием российского потребительского рынка выразили и инвесторы.
Акции "Магнита" падали почти неделю: с 19 июля по утро 26 июля они подешевели почти на 9%, только в этот четверг на рынке начался отскок и они резко начали расти в цене.
Акции X5 Retail также просели после публикации финансового отчета. С 19 июля по утро 26 июля они упали на 7,4%.
Но это тенденция не только последних недель. Индекс MICEX CGS, в который входят российские торговые сети, за год просел более чем на 9,5%.
Самая важная причина - это именно слабость доходов населения, поясняет Тремасов. "Это самый важный фактор, определяющий динамику доходов розничных сетей и соответственно их акций", - добавляет он.
Как православная Пасха ухудшила результаты "Магнита"Слабые результаты за первое полугодие и второй квартал показали все крупные сети за исключением "Ленты".
У "Магнита", который до сих пор является самой крупной сетью в России по числу магазинов, во втором квартале упал трафик, то есть поток покупателей, на 2,1%. Снизились на 5,2% сопоставимые продажи - этот продажи без учета недавно открытых магазинов.
Доходы населения опять перестали расти
Торговые сети отчитались о слабых результатах на фоне вновь начавшегося замедления роста доходов населения.
Реальные доходы населения сокращались в России с 2014 по 2017 год и начали расти вновь лишь весной этого года.
В марте многие сотрудники бюджетных организаций получили дополнительные выплаты перед президентских выборами, что ускорило рост доходов и зарплат.
Однако уже майская статистика говорит о том, что их рост опять замедлился: в мае они выросли на 0,3% к маю 2017 года и сократились на 9,3% к апрелю этого года. Выплаты бюджетникам в марте и апреле в основном были единоразовыми.
Реальные доходы и зарплаты учитывают не только выплаты, но и величину инфляции. В случае роста инфляции рост реальных доходов замедляется. Сейчас инфляция небольшая, по оценке Райффазенбанка, в первые три недели июля она составила 2,3%. По мнению экономистов, к концу года она ускорится до 3,7%.
Одной из основных причин окажется повышение НДС с 18% до 20%, которое произойдет в 2019 году. Однако это, по мнению экономистов, может привести к повышению цен уже в этом году.
В министерстве экономического развития как раз и ожидают такого сценария: в 2019 году инфляция будет выше 4%, а реальный рост зарплат резко замедлится.
Прогноз Тремасова еще пессимистичнее: рост реальных доходов может уйти в минус в 2019 году.
Люди ушли за покупками в интернетГлавный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова рассказывает другую версию, объясняющую слабые результаты торговых сетей.
По ее словам, спрос, на самом деле, не слабый, а потребление растет, но проблема в формате продаж. Торговые сети теряют долю рынка, потому "не подстроились под настроения потребителей", объясняет Орлова.
"Четко сказать, в какой новый формат перешли потребители, очень сложно", - добавляет она. Какая-то часть потребителей перешла на онлайн-покупки, другие начали ходить и тратить деньги в магазинах у дома, а кто перешел на подсобное хозяйство, допускает она.
Доля сетей устойчиво растет примерно на 1,5-2% в общем объеме розничной торговли, не соглашается с ней Тремасов.
Еще осенью прошлого года банк Renaissance Capital опубликовал отчет, в котором заявил, что в России формируется новая модель потребления. Согласно этой концепции, росссияне все больше покупок делают онлайн, что не отражает статистика Росстата.
https://www.bbc.com/russian/features-44973942