Средний класс России первым пострадал от кризиса Стоимость западных санкций, ответного продовольственного эмбарго Москвы и общего замедления экономики постепенно начинает приходить к россиянам. Первыми под удар попали люди со средними доходами, которым есть что терять. Накопления обесцениваются, обслуживание кредитов растет, а доходы в реальном выражении сокращаются.
О том, как кризис повлиял на потребительское поведение среднего класса, - в завершающей статье специального проекта Русской службы Би-би-си, посвященного экономическим итогам года в России.
"Я заметил, что мои траты очень сильно выросли. С начала года на текущий момент примерно на 25-30% больше денег я оставляю на продукты, какие-то бытовые вещи", - рассказывает 29-летний Дмитрий Павлов из Санкт-Петербурга, работающий в сфере цифрового дизайна.
У него один ребенок, жена ждет второго. По его словам, если в январе на половину недели им хватало 1,5-2 тыс. рублей, то сейчас необходимо около 3 тыс. И это только на продукты и товары повседневного спроса.
С начала года на текущий момент примерно на 25-30% больше денег я оставляю на продукты, какие-то бытовые вещи
Дмитрий Павлов, Санкт-Петербург
"Мы думали поехать после Нового года в ближайшие страны - Финляндию, Эстонию, но что-то подсказывает, что это не очень получится. Билеты и расходы на месте - уже набегают немаленькие суммы. Скорее всего, никуда не поедем, будем сидеть здесь", - говорит он.
Вслед за Дмитрием то же самое могут повторить миллионы россиян. Продуктовая инфляция по стране уже превысила 11% и бьет по карману больнее всего, а первые расходные статьи, идущие под нож, - это традиционно отдых и туризм.
Три дня на переправе
"В 2012 году россияне потратили на отдых и туризм 8,1% своих общих расходов, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году", - рассказывает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.
В 2013 году, продолжает она, этот показатель вновь начал снижаться из-за наметившейся в экономике стагнации .
"За последние 20 лет существования российского выездного туризма этот сезон - самый тяжелый", - говорит директор крупнейшего российского туроператора TEZ Tour Владимир Каганер.
По сравнению с прошлым годом спрос на туры упал минимум в два раза, отмечает он. По некоторым направлениям - в частности, туры в Юго-Восточную Азию - программы сокращены на 50%. Наблюдается небольшой приток желающих отдохнуть в Египте, но и тут рост составляет 2-3%.
Из тех, кто все-таки намерен отдохнуть, большинство делает выбор в пользу бюджетных отелей. В результате средний чек на новогодние туры падает.
За последние 20 лет существования российского выездного туризма этот сезон - самый тяжелый
Владимир Каганер, директор туроператора TEZ Tour
Первые признаки кризиса в отрасли появились еще летом, когда одна за другой начали разоряться туристические компании. За несколько месяцев обанкротились около 20 крупных российских туроператоров, пострадали более 150 тысяч россиян.
Растет спрос на внутренние туристические направления, однако полноценной заменой зарубежному отдыху они в ближайшем будущем вряд ли станут.
"Мы точно понимаем, что те, кто летом простоял три дня на переправе в Крыму, в таких условиях туда больше не поедут. Красная поляна в Сочи уже сейчас переполнена: там ожидаются большие очереди на подъемниках, цены там попытались поднять. Важно, что и перелет у нас по стране зачастую дороже, чем слетать за границу", - перечисляет недостатки внутрироссийского туризма Каганер.
Машина как средство сбережения
Вторая статья расходов, которая в трудные времена приносится в жертву стабильности семейного бюджета, - это приобретение личного транспорта.
За 10 месяцев этого года в стране продано 2,2 млн легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, что почти на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сжимается и рынок автокредитования, полюбившийся за последние годы среднему классу. По данным Национального бюро кредитных историй, за первые шесть месяцев 2014 года россияне получили 392,4 тыс. автокредитов, что на 18,8% меньше соответствующего показателя годом ранее.
Ставки по автокредитам растут, требования к заемщикам ужесточаются. Все это происходит из-за кризисной ситуации в экономике страны
Азат Тимерханов, ведущий аналитик агентства "Автостат"
"Ставки по автокредитам растут, требования к заемщикам ужесточаются. Все это происходит из-за кризисной ситуации в экономике страны. Учитывая, что эта ситуация будет продолжаться и дальше, рынок автокредитов будет снижаться", - прогнозирует ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.
Сотрудники агентства подсчитали, что в первой декаде декабря 24 компании российского автопрома повысили цены на модели и комплектации. Местами повышение составило 20%.
Несмотря на это, в ноябре наметился небольшой всплеск спроса на машины: люди опасаются дальнейшего повышения цен и хотят побыстрее куда-то вложить деньги.
Перетягивание каната
В обратно-пропорциональной зависимости от инфляции и нарастания неопределенности в экономике находится уверенность россиян в завтрашнем дне.
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, уверенность в будущем ощущают 51% респондентов против 58% в третьем квартале и 61% во втором квартале этого года. Большинство респондентов (41%) планируют свою жизнь лишь на два-три месяца вперед.
И далее , подробнее здесь
http://www.bbc.co.uk/russian/business/2014/12/141219_russia_middle_class_expenses Ну Ваши личные впечатления говорят сами за себя .