российский авиапром уходит в туман...[/b]
Российский авиапром — крупная отрасль российского машиностроения.
Россия занимает второе место по объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения (более 100 самолётов за 2010 год), вертолётостроения (267 вертолётов за 2011 год, в 2014 году более 300 вертолётов) — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов). В 2013 году заняла первое место по количеству поставленных на экспорт истребителей в 2009—2012 годах.
Крупнейшими производителями авиации в России являются Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ).
Корпорация «ВСМПО-Ависма» производит широкий ассортимент титановых изделий практически для всех мировых авиастроителей, в том числе для Боингов и Аэробусов.Русские самолёты неплохо летают по России и лучше иномарок переживают кризисы, когда у эксплуатанта не хватает денег. Поиски рынка за пределами России сложны: авиастроение — дело неспешное, и от контракта до прилетевших самолётов может пройти много лет. К тому же непонятно, как их обслуживать; по этой причине делают модели с зарубежными двигателями и авионикой.
К тому же Россия ухитрилась поступить как настоящая акула бизнеса: в 2008 году УГМК полностью купила чехословацкую компанию Aircraft Industries (ранее Let). К 2018 году сумели локализовать в России производство самолёта L-410 «Турболет»[5] — видимо, ближние авиалинии между плохо оборудованными аэродромами снова стали востребованными.
В 2017 году КБ Ильюшина представил концепт сверхтяжёлого транспортного самолёта «Слон». У России нет срочной нужды менять Ан-124 «Руслан», но с потерей украинского «Мотор-сечь» это потребуется.
В 2018 году Китай и Россия начали разработки совместного дальнего пассажирского самолёта, известного под кодовым названием CR929 (China+Russia). Как побеждены две известных китайских беды, копирование и плохое качество, и как совместное предприятие удерживается от распада — непонятно.
Военная авиацияИстребителиРоссия занимается производством истребителей четвертого поколения, а также разработкой и производством истребителей пятого поколения. За 2010—2014 годы было произведено:
5 перспективных комплексов фронтовой авиации Т-50
52 истребителей-бомбардировщиков Су-34
14 модернизированных многоцелевых истребителей МиГ-29К
16 многоцелевых истребителей Су-30М2
30 многоцелевых истребителей Су-30СМ
34 многоцелевых истребителей Су-35С
Су-27 — тяжёлый истребитель 4 поколения. Получилась крайне удачная машина, превзошедшая США по большинству параметров. Снят с производства, всё ещё (2017) на вооружении, построено более 800 самолётов.
Су-30 — попытка перевести проверенный истребитель Су-27 на технологии радарных решёток и сетевой войны. Двухместный самолёт, способный работать истребителем, разведчиком, летающим командным пунктом, лёгким бомбардировщиком. Су-30 дал боевым порядкам радиолокационную поддержку и целеуказание в задачах, где нельзя поднимать настоящий радиолокационный самолёт. Произведено более 500 самолётов разных модификаций, включая экспортные.
Су-35 — глубокая модернизация Су-27. Имеет отдельные признаки истребителя 5-го поколения, оснащён новой РЛС и моторами. Построено более 60 штук.
Су-57 aka Т-50 и ПАК ФА. На 2020 год налаживается серийное производство (как минимум один серийный самолёт с двигателями первой очереди передан в войска). Истребитель 5-го поколения (сниженная заметность, сверхманевренность, сверхзвуковая крейсерская скорость, использование в роли лёгкого бомбардировщика, встроенная информационная система, высокоэффективные системы управления оружием). Самолёт способен не только обстреливать врага ракетами на пределе дальности (не менее 80 км), но и по старинке вести манёвренный воздушный бой. В любом случае, Су-57 — не бомбардировщик, и его полезная нагрузка, не более 4 тонн, годится только на скрытные высокоточные удары. Россия — третья после США и Китая страна, сделавшая истребитель пятого поколения. Впрочем, стоимость истребителя 5-го поколения так велика, что важно держать компромисс между характеристиками, ценой и парком истребителей переходных поколений, и время покажет, как эту задачу решила Россия.
БомбардировщикиРоссия грозит только тем, кто грозит ей, а денег не так много. Потому работа над тяжёлыми бомбардировщиками идёт крайне вяло. Зато лёгкий бомбардировщик Су-34, разработанный Россией, подтвердил свою пользу в «горячих точках».
Ту-160 «Белый лебедь» — самый грузоподъёмный в мире из дальних бомбардировщиков, несёт около 40 тонн бомб и ракет на дальность 7300 км. Именно этот самолёт сбросил «папу всех бомб», экспериментальную сверхмощную объёмную бомбу. Построено 27 штук, из них около 7 — полностью или частично постсоветские. 5 самолётов украинцы распилили в Прилуках, не менее 7 России удалось выкупить у Украины. На вооружении России 16 штук разных проектов. В 2018 году начал лётные испытания Ту-160 нового проекта, названный в честь Петра Дейнекина — генерала авиации, который во время Первой чеченской войны лишил другого генерала авиации, Джохара Дудаева, всего, что может летать, до последнего кукурузника.
Ту-95 «Медведь» — самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями, способный легко преодолевать более 10 тысяч километров с 12 тоннами бомбовой нагрузки на борту. Эксплуатируется в войсках с середины 50-х годов, небольшое количество было изготовлено и в 90-е. По данным на 2017 год на вооружении ВКС России находится 48 стратегических бомбардировщиков в версии Ту-95МС и 12 стратегов в версии Ту-95МСМ. Самолёт дополняет Ту-160 благодаря общему количеству машин, более низкому расходу топлива, чем у реактивных самолётов, и большей скрытности от спутников SBIRS, способных наблюдать за самолётами с реактивными двигателями по выхлопам.
Ту-22М — дальний бомбардировщик, «младший брат» Ту-160. Грузоподъёмность 12 т бомб и ракет. Номинальная дальность 1500…2000 км, в зависимости от режима полёта. Снят с производства в 90-х, сделано 497 штук (нет точных данных, сколько из них постсоветских). На вооружении России около 60 штук последней модификации, Ту-22М3. Более ранние модификации были разобраны до единого, частично из-за выработанного ресурса, частично по политическим причинам.
Су-34 «Утёнок» — фронтовой истребитель-бомбардировщик (самолёт, способный нести тяжёлое противоназемное вооружение, а полупустым годный к воздушному бою). Номинальная нагрузка 9 т бомб и ракет, пиковая 12. Номинальная дальность 1100 км. С 2008 года изготовлено 116 штук.
Военно-транспортные самолёты и основанные на них специализированные самолётыАн-124 «Руслан» — сверхтяжёлый транспортный самолёт, выпускавшийся примерно до 2000, в том числе в Ульяновске. Берёт 120 тонн груза, пригоден для перевозки, например, мобильных пусковых установок МБР. Удачным ходом оказалась загрузка с двух дверей. Военным Ан-124, как ни странно, нужен мало, а вот у граждан находятся «особые нужды», и «русланы», принадлежащие украинским авиалиниям Антонова и российской «Волга-Днепр», постоянно появляются в разных концах мира. Идут разговоры о продолжении строительства «русланов» в России, но они пока остаются разговорами: у России пока нет подходящих двигателей, а нужные мощности («Мотор-сечь») достались Украине.
Ил-78МКИ — версия самолёта-топливозаправщика Ил-78 для ВВС Индии. Выпущено 6 штук. Имеет три агрегата заправки по системе «шланг-конус». Это очень простая система, но требовательная к уровню пилотирования и малопригодная для больших самолётов; последний недостаток решили, поставив очень мощные агрегаты заправки с производительностью до 2900 л/мин (американская система «штанга» даёт 4500 л/мин). Способен увезти 60 т топлива на расстояние в 1800 км или 32 т — на расстояние в 4000 км (с грунтового аэродрома — меньше). Это меньше, чем у американского KC-10, но с неагрессивной политикой СССР и России этого, видимо, хватает. Свой парк заправщиков Россия не обновляла со времён СССР и их осталось 15 штук.
Ил-76МД-90А — очень вяло (от 10 до 12 штук, включая тестовые и предназначенные под переоборудование в специализированные, из них шесть уже переданы заказчикам) выпускаемый на заводе «Авиастар-СП» (Ульяновск) тяжёлый транспортный самолёт. Номинальная загрузка 40 тонн (и с ней способен улететь на 6500 км), пиковая 60. Вмещает 126 десантников. Проходят лётные испытания два специализированных самолёта, основанных на Ил-76МД-90А — радиолокационный А-100 «Премьер» и топливозаправщик Ил-78М-90А.
Военные самолёты прочего назначенияЯк-130 — реактивный двухместный учебно-боевой самолёт, призванный имитировать на дозвуке динамические характеристики более сложных самолётов и устраивать тактические игры без стрельбы настоящими боеприпасами. Для ремонтопригодности сделан из лёгких сплавов, без композитов. Может работать лёгким штурмовиком. Выбран самолётом новой пилотажной группы «Крылья Тавриды», базирующейся под Воронежем. Летает с 2009. По сильно устаревшим данным, построено не менее 140 штук. Разрабатываются два учебно-пилотажных самолёта, дополняющих Як-130 (Як-152 и СР-10), есть информация лишь о первых лётных испытаниях.
Вертолёты
Ми-8 (одна из модификаций называется Ми-17) — «рабочая лошадка» советской и российской авиации, полетевшая в 1965 году. За всё время создано >12 тыс. штук, сколько из них постсоветских — не представляется возможным узнать. Отдельные модификации строятся и поныне.
Ми-35 (модификация Ми-24 «Крокодил»). Попытка «скрестить ежа с ужом» и сделать вертолёт как для транспортировки ударных групп, так и для уничтожения танков оказалась на удивление удачной, и потомки Ми-24 строят и поныне. Построено более 120 штук, в том числе на экспорт.
Ми-26 — советский тяжёлый транспортный вертолёт, производится и поныне. За всё время изготовлено >300 штук. Широко известна фотография, когда Ми-26 эвакуировал американский «Чинук».
Ка-50 «Чёрная акула» — экспериментальный ударный вертолёт, управляемый одним человеком. Стал главным героем фильма «Чёрная акула», что и дало ему прозвище. Предложена необычная схема применения ударного вертолёта: летательный аппарат-разведчик (двухместный Ка-52) по телекодовой связи делает целеуказание, и управляемый в одно лицо вертолёт выходит на цель и сразу же скрывается. Первый вертолёт с системой аварийного катапультирования. Изготовлено 17 штук, «зарезан» в пользу Ми-28Н.
Ка-52 «Аллигатор». Однако вторая часть авиационного комплекса, командирская машина Ка-52, летает и наводит звено «крокодилов» или «ночных охотников». Изготовлено более 200 штук. Машина очень живучая, и первая боевая потеря (и то по неофициальным данным) случилась в мае 2018 в Сирии.
Ми-28Н «Ночной охотник» — основной ударный вертолёт ВКС РФ. Попытка приблизиться по характеристикам к американским «апачам», есть даже надвтулочный радар. Изготовлено >100 штук.
Гражданская авиация
Пассажирские самолёты
Ту-154 — среднемагистральный (>160 пассажиров, дальность до 4000 км) самолёт, поставленный на поток в 1972 году. К распаду СССР устарел по шуму, топливной экономичности и многочисленному (4 человека) экипажу, сравнительно сложный в пилотировании, но востребованный — пилотов в СССР обучили много, самолёт отработанный, обслуживание простое, и небольшие авиалинии с удовольствием брали их. За постсоветское время изготовлено более 200 бортов[6], последний покинул ворота цеха в 2012. В 2015 году закончился вывод самолёта из эксплуатации, и в России он остался только у особых авиаотрядов. Не менее 100 самолётов хранятся в лётном состоянии. Ту-154 — настоящая икона среди российских вирпилов[7]: люди, никогда не бравшие в руки штурвала, разработали настолько реалистичные моды к компьютерным играм, что их высоко оценивали даже настоящие пилоты.
Ил-96 — магистральный (>300 пассажиров, дальность 9000 км и более) самолёт достаточно современного (на своё время) вида, выкаченный в 1988 году и вяло производящийся на Воронежском авиазаводе вплоть до настоящего времени. Именно эта машина служит «бортом № 1» для Президента России (хотя президентский авиаотряд оснащён и другими машинами, как нашими, так и импортными). На июнь 2016 изготовлено 29 штук, продолжают строиться.
Ту-204 — среднемагистральный (≈200 пассажиров, дальность ≈4000 км) самолёт, созданный как замена Ту-154. Основной эксплуатант — также специальный президентский авиаотряд. На начало 2016 года изготовлено 79 штук, продолжает строиться.
Сухой Суперджет — региональный самолёт (≈100 пассажиров, дальность 3000 км), пущенный в серию в 2011 году. Самолёт вышел на редкость удачный: быстрый (на 10-км эшелонах не отстаёт от «эйрбасов» и незначительно отстаёт от «боингов», это упрощает работу авиадиспетчерам), экономичный, отлично терпит даже трескучие якутские морозы. Основной эксплуатант — Аэрофлот. Попытки найти зарубежные ниши (например, авиакомпания «Ситиджет» с короткой полосой Лондон-Сити) оказались большей частью неудачные, и «Ситиджет» вернул взятые в лизинг самолёты. Мексиканский «Интерджет» жаловался на плохой сервис. На других направлениях (Иран) неприкрыто вмешались США (это законно, так как используются компоненты Honeywell). Также на имидж SSJ-100 повлияли управляемое столкновение с горой в Джакарте (2012) и отказ приборов с грубой посадкой и большим пожаром в Москве (2019). На ноябрь 2019 изготовлено 190 штук, продолжает строиться.
L-410 Turbolet — известный чешский турбовинтовой ближнемагистральный самолёт, локализованный в России. В базовой комплектации летает с 17 пассажирами на 1000 км, существуют и более производительные версии. В России выпущено не менее 5 штук, какую именно модель — нет данных.
Самолёты авиации общего назначения
Специализированные самолёты
Бе-200 — разработанный в 1998 году самолёт-амфибия (взлетает с суши и воды) для спасательных операций на воде и тушения лесных пожаров. Изготовлено всего 14 штук. Моторы производила запорожская «Мотор-сечь», но к 2018 году удалось оснастить самолёт двигателем от «Суперджета». Уникальный самолёт заметили, было заключено множество контрактов, и ожидается более оживлённое строительство. Есть немалая вероятность, что часть внутренних контрактов будет сорвана, чтобы покрыть контракты зарубежные, к тому же Генпрокуратура запретила использовать в России самолёты с франко-русскими двигателями. Ожидается, что в линейке «Пермских моторов» будет двигатель и для Бе-200, но пока (2019) запущено только опытное производство. Основной эксплуатант — МЧС России (9 штук).
Вертолёты
См. также
Сухой Суперджет
Российское двигателестроение
Российский космос
Российская оборонка
Изобретения России
Крупные российские проекты
https://ruxpert.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC