Убийца становится христианином
В фильме "Варавва" показана трансформация человека от раба страстей до личности, обретшей гармонию
Страстная пятница, самый скорбный день в году для христиан, в 2024 году пришлась на 3 мая. В этот день Первый канал в «Закрытом показе» представит телезрителям кино соответствующей тематики.
Эксперты в студии и зрители у экранов увидят и обсудят фильм «Варавва» (2019) – режиссерский дебют Евгения Емелина, в основе которого – библейский сюжет о распятии и воскрешении Христа, рассказанный глазами помилованного вместо него разбойника Вараввы. Библейский сюжет, который всем знаком, но данная экранизация даст возможность иначе взглянуть на него.
Сценарий фильма написан по популярному в начале прошлого века роману английской писательницы Марии Корелли «Варавва. Повесть времен Христа» (по просьбе Николая II его перевела на русский язык графиня Кропоткина). Например, в версии автора Иуду склоняет к измене его сестра Юдифь, после чего апостол Петр проклинает ее, а по сути – весь женский род…
Вопрос, почему для своего дебюта режиссер выбрал библейский сюжет, не стоит – это библейский сюжет направил далекого от кино человека в режиссуру. Емелин, который никогда не писал сценарии, не снимал кино и даже не думал об этом, прочел роман Корелли, который показался ему невероятно кинематографичным, и загорелся экранизацией. Написал сценарий, а друг с операторского факультета ВГИКа (будущий оператор-постановщик «Вараввы) снял из него сценку для институтского зачета...
Короткое напоминание: казнь Иисуса, а с ним еще трех осужденных, пришлась на канун еврейской Пасхи. Существовал обычай в связи с праздником отпускать одного из приговоренных – того, на которого укажет толпа. Понтий Пилат предложил освободить либо Иисуса Христа, либо некоего Варавву. Вопреки его ожиданиям толпа потребовала отпустить разбойника. И Варавва вошел в историю как человек, вместо которого распяли Христа.
В фильме Варавва пытается понять, кто же тот, который вместо него был распят, и разобраться, действительно ли он – Сын Божий. На улицах Иерусалима Варавва случайно встречает мудрого старика Мельхиора и постепенно в поисках истины получает ответы на вопросы, которые заставляют его пересмотреть взгляды на всю свою жизнь. Именно через Варавву показана трансформация человека – от темного раба своих страстей до христианина, обретшего гармонию, Бога и себя.
Получилась рассказанная с благоговением евангельская история, очень искренняя и где-то даже наивная, – создатели говорят, что снимали кино не для тех, кто верует, а для не искушенных в вере. Нет вопроса, авторское ли это кино для особого зрителя или кино «для всех» – это красиво снятая историческая драма для семейного просмотра.
Хотя эксперты в студии вместе с ведущим явно зададутся вопросом, просветил ли фильм зрителя или, наоборот, еще больше запутал («Закрытый показ» – просмотр картины с последующим ее обсуждением, свое отношение к ленте высказывают четыре эксперта, защищающих кинокартину, и четыре эксперта, выступающих условно против нее. В этот раз дискутировать с создателями показанного фильма будут доцент Московской духовной академии и пастор Реформатской церкви, кандидат философских наук и обозреватель православной газеты, киновед и актриса). Непременно зададутся они и другим вопросом: почему во всех кадрах, где есть сцены с Иисусом, почти не показывают его лицо?
Из нетипичного: создатели «Вараввы» не обращались в Минкульт или Фонд кино за помощью, снимали, что называется, «на свои». И монтировали фильм шесть лет – с перерывами на добывание средств при помощи рекламы.
В главной роли снялся актер Павел Крайнов. иудейского старейшину Иосифа Аримафейского, тайного ученика Иисуса Христа, пожертвовавшего ему свою гробницу, сыграл Альберт Филозов, ушедший из жизни вскоре после съемок фильма, это его последняя роль.
https://www.ng.ru/cinematograph/2024-05-02/100_02052024_film.html