II. Что будет с бытовой техникой и потребительским кредитом
Пока одни латают дыры и сокращают издержки, продавцы бытовой техники нервно подсчитывают прибыль. Начиная с сентября наплыв покупателей у них все время растет. Плазменные телевизоры, стиральные машины и утюги буквально сметают с прилавков. Как рассказала нам пиар-директор компании «Мир» Елизавета Тотунова, у них продажи увеличились в большинстве городов, а, например, в Якутске и Ставрополе они выросли более чем на 15%. По ее словам, больше всего люди покупают встраиваемую и крупную бытовую технику и телевизоры. Такой же всплеск интереса к бытовой технике отмечают и в «Эльдорадо» — у них продажи выросли на 20%.
Впрочем, продавцы все равно нервничают. Многие участники рынка опасаются, что увеличение покупок — это скорее психологическая реакция людей на неизвестность. Сняв деньги с депозитов и достав их из заначек, они предпочитают тратить их сегодня, опасаясь, что завтра либо все безумно подорожает, либо любимого чайника, холодильника или стиральной машины просто не окажется в магазине. То есть сейчас люди приобретают вещи, которые планировали купить чуть позже — в ноябре, декабре или даже в будущем году. Сегодня это возможно, поскольку потребительские кредиты, несмотря на все свои трудности, банки дают по прежней схеме. По словам Ильи Новохатского, пиар-директора сети магазинов «Эльдорадо», количество товара, приобретенного в кредит, ни в сентябре, ни в начале октября не изменилось.
Как уверяет аналитик финансовой корпорации «Открытие» Данила Левченко, никакого потрясения заемщикам ждать не надо: «Есть банки, тот же “Русский стандарт”, для которых это основной вид деятельности, поэтому прекращать его они не будут». При этом представители банков отмечают даже повышение спроса на короткие деньги. «Боясь девальвации, деноминации и непонятной ситуации с курсами валют, люди не копят деньги, а пытаются их потратить на покупки в кредит, — уверяет Андрей Филь, вице-президент Пробизнесбанка. — Подтверждением этому служат очереди за кредитами в крупных магазинах, в которых есть представители банков».
Однако ситуация может измениться уже в ближайшее время. Многие банки отказываются от кредитования. Кредит становится дефицитом, а то, что в дефиците, неизменно дорожает. Все желающие купить что-нибудь на деньги банка должны быть готовы к тому, что срок рассмотрения заявок теперь дольше — вместо одного дня три-пять. Ожидается и повышение процентов. По мнению представителей ряда банков, они могут достигнуть 20% годовых, что отпугнет многих хороших заемщиков.
Первого серьезного оттока покупателей сетевики ждут уже после Нового года: люди купят все, что планировали, и магазины могут на какое-то время опустеть. Прямым следствием этого станет, с одной стороны, сокращение ассортимента бытовой техники, с другой — ее подорожание. Сами торговцы божатся, что цены поднимать не будут. «Инициатива повышения цен будет исходить от производителя, если у него возникнет проблема с оборотным капиталом, — считает аналитик ФК “Открытие” Ирина Яроцкая. — Это может поспособствовать сокращению ассортимента и росту цен».
Так что рассчитывать на снижение цен в связи с отсутствием спроса в ближайшее время не приходится. Даже если в ноябре-декабре массовый покупатель действительно уйдет из магазинов бытовой техники, то следствием этого станет не удешевление продукции, а сокращение уже к весне будущего года числа торговых точек. Кроме того, в связи с падением объема продаж производители будут вынуждены поднять цены. И все же сильного удорожания, скорее всего, не будет: бытовая техника не является предметом первой необходимости, и если она будет стоить слишком дорого, покупатель просто предпочтет хранить продукты в холодильнике пятилетней давности и смотреть развлекательные шоу по телевизору, доставшемуся в наследство от родителей.
Тем кому лень читать, коротенько - сейчас народ еще покупает, после НГ перестанут покупать. (хотя с другой стороны, этож каждый год так, целый месяц после НГ - голяк в магазинах, халява продавцам - меньше работы)
III. На чем будем ездить?
По сравнению с сентябрем прошлого года спрос на новые автомобили упал на 20–30%. По словам Рената Тюктеева, руководителя направления Land Rover группы компаний «Независимость», за последние три месяца все сектора, от массовых до премиальных, просели примерно в одинаковых пропорциях. Те, кто еще не отказался от мысли купить машину, это уже почувствовали — проблема очередей на новые иномарки рассосалась сама собой. Автодилеры винят во всем банки: некоторые из них вообще перестали выдавать автокредиты, а те, что еще выдают, повысили процентные ставки и перед принятием кредитного решения долго и тщательно проверяют платежеспособность клиента. Если еще три месяца назад покупка нового автомобиля в кредит без первоначального взноса была вполне обычным явлением, то сейчас такие предложения просто исчезли.
Покупатели уходят, но дилеры пытаются излучать оптимизм. Даже снижение цен в некоторых крупных компаниях они объясняют «обычными осенними скидками».
— Снижение цен — традиционное действие дилеров под Новый год. Но это связано исключительно с дилерской маржой: никому не выгодно войти в спокойный первый квартал следующего года с большим складом автомобилей. Если вы планируете покупать новую машину, самое выгодное время — ноябрь и декабрь, — уверяет Ренат Тюктеев.
Признавая «некоторые трудности», дилеры с воодушевлением смотрят в будущее: на 2009 год по некоторым моделям они планируют рост продаж, уверяя, что, как только ситуация с кредитованием наладится, покупатель вернется в автоцентры. А пока готовятся к внутривидовой борьбе и рассчитывают увеличить свою долю рынка за счет более слабых конкурентов.
— Все по-разному ощущают на себе влияние кризиса. Некоторые балансируют на грани банкротства и испытывают определенные трудности, связанные с финансированием складов и собственной жизнедеятельности, — объяснял нам руководитель одной известной компании, торгующей европейскими автомобилями. — Но если дилер имеет эффективную управленческую систему, ориентированную на работу в условиях стагнирующего рынка, его позиции сильнее и есть неплохие шансы получить большую долю рынка, нежели ему было отмерено в условиях стремительного роста, то есть до настоящего момента.
Характерно, что, говоря о падении продаж, дилеры в один голос уверяли нас, что те 20% покупателей, которые отказались от приобретения нового автомобиля, ушли на рынок автомобилей подержанных.
Они ошибались.
На Мытищинском рынке пусто. Нет, машин-то, как всегда, много — рядами стоят ауди, тойоты, опели, фольксвагены. Только покупателей не видно.
— Машинка интересует? — подскакивает к нам продавец. — Скидку дадим…
— А можно в к редит? А то я слышал, что не дают…
— У вас какая сумма? — уже не так напористо интересуется продавец.
— Да мне бы пока просто узнать, что да как…
Поняв, что имеет дело с журналистами, продавец Владимир переходит на более привычный для себя мат. Из его слов становится ясно, что кризис застал его врасплох, машины продаются еле-еле: народ не идет. Единственное спасение — по выходным приезжают из регионов, да и то покупают в основном дешевые стоковые автомобили.
— Люди по рынку ходят, а покупать не покупают. Предложений огромное количество, можно выпендриваться, требовать скидки, — говорит Владимир. — Потенциальных покупателей ходит много, но все ждут, когда цены еще упадут.
Алексей стоит в рыночной иерархии на ступеньку выше Владимира — он сотрудник суперавтомаркета «Формула 91», тоже торгующего подержанными машинами. Он подтверждает, что и у них продаж намного меньше, чем раньше, а количество предложений, наоборот, резко возросло. Особенно сильно упал интерес к среднему классу — ценовой категории от 500 до 700 тыс. рублей. Стабильно пока еще продаются автомобили от миллиона и выше, еще лучше берут авто стоимостью до 300 тыс.
Но поскольку вторичный рынок оперирует меньшими суммами, чем продавцы новых автомобилей, а прибыль получает за счет быстрого оборота средств, ситуация здесь почти критическая: из-за того, что русские стали меньше покупать, цены упали даже на американских аукционах.
— Сейчас некоторые вынуждены отдавать машины по себестоимости, — рассказывает Алексей. — Чтобы как-то расплатиться за автомобили, которые уже в пути, за аренду склада и покрыть прочие расходы.
Так что если вы готовы купить подержанный автомобиль, то сейчас — самое время. Сегодня четырехлетний джип можно приобрести как минимум процентов на 20–30% дешевле, чем пару месяцев назад. Дальше цены снижаться не будут — просто некуда. Возможно, от безысходности часть продавцов и согласится отдать машину ниже себестоимости, но это будет их последняя продажа.
Что же касается более отдаленного будущего, то оно в тумане. Возможно, на Дальнем Востоке рынки подержанных автомобилей и сохранятся в нынешнем виде. Но очевидно, что профессия перегонщика скоро практически прекратит свое существование: покупать автомобили в Европе и США станет просто невыгодно. А на рынках будут торговать автомобилями, которые вынуждены будут продавать те, кто, имея зарплату в 60 тыс. рублей, покупали в кредит новые лексусы эдак за миллион.
Тем кому лень читать, коротенько - очередей на иномарки, в большинстве случаев нет (мой знакомый купил Ниссан Тииду в 2-3 дня, а не в течении месяца), кредитуют строже, на авто-рынках прибыли перекупщиков упали. Прогноз благоприятной покупки - НГ.