В России подорожали взятки Средний размер взятки в России увеличился за 2016 год с 10 до 15 тысяч долларов — таковы данные «Ассоциации адвокатов России за права человека», представившей на днях независимый ежегодный доклад «Коррупция в России».
Этой осенью Россия в очередной раз устояла, узнав о том, что высокопоставленные чиновники берут взятки — и зачастую огромные. Это делают как в верхах МВД, чему стала примером история полковника Захарченко, так и в различных контрольно-надзорных ведомствах, таких, как Ространснадзор — руководителям его подмосковного управления обещают предъявить обвинение уже на днях.Борцы с коррупцией — «враги народа»В этом году в российской экономике восторжествовал чиновничий бизнес, считает руководитель «Ассоциации адвокатов России за права человека» Мария Баст.
Мария Баст: Чиновники через государственные монополии, через госпредприятия создают целые отрасли экономики, которые либо на уровне социального партнерства через коммерческие частные структуры контролируются чиновниками и обслуживаются этими государственными корпорациями, либо же напрямую создаются коммерческие структуры, которые выполняют государственные заказы, но они непосредственно аффилированы чиновниками.
То есть у нас чиновничий бизнес стал доминировать на рынке. Монополия чиновничьего бизнеса стала вытеснять независимый бизнес, который формировался в течение последних 25 лет. Его стали активно вытеснять эти государственно-коррумпированные монополистические структуры. Мы это связываем с тем, что в отношении России были введены экономические санкции, чиновники стали опасаться выводить деньги за рубеж, ну и, соответственно, стали больше вкладывать в российскую экономику, но это не сказывается ни на конкуренции, ни на качестве услуг, ни на ценообразовании.
RFI
: Какие сферы экономики в данный момент наиболее коррумпированы?
Это разные сферы, начиная со сферы услуг государственных, заканчивая производством товаров, промышленным производством, сферой космической отрасли.
При этом идет снижение объема коррупции. Коррупция очень высокая в России. Если в прошлом году уровень коррупции был 54% от ВВП, то в этом году 49.
Мы это связываем с тем, что идет снижение бытовой коррупции — я имею ввиду, например, покупку ж/д билета, взятку за оформление какого-либо разрешительного документа для физлица, тот же паспорт, та же перерегистрация многих документов, связанных с недвижимостью. Это все передано многофункциональным центрам.
У нас нет сообщений о том, что там берут взятки. Но бытовая коррупция все равно сохраняется. ГИБДД, например — я считаю, что их надо лишить права выдавать водительские удостоверения и передать его частным компаниям, которые занимаются образовательными функциями.
Что касается судебной системы, она по-прежнему лидирует по уровню коррупции. Полиция как была традиционно на втором месте, так и остается. Хотя раньше, до отставки Нургалиева, полиция у нас была на первом месте. Ну и дальше — Следственный комитет, прокуратура, они делят 3 и 4 места, пятое место — это органы исполнительной власти местного самоуправления.
Что еще можно сказать о характерных чертах коррупционной системы в 2016 году?Средний размер взятки увеличился. Если в прошлом году он был около 10 тысяч долларов, то в этом году приблизился к 15 тысячам. Но это опять же за счет того, что коррупция переместилась из сферы бытовой коррупции в сферу предпринимательской деятельности. Есть еще такие проблемы, как снижение гражданского контроля за чиновниками, это тоже сказывается на высоком уровне коррупции, так как многие чиновники не чувствуют ответственности перед обществом.
С принятием закона об иностранных агентах ярлык иностранного агента стали вешать на те организации, которые иностранного финансирования не получали. То есть это такие волонтерские институты, которые освещали факты коррупции в регионах. Писали в блогах про коррупцию губернаторов, протестовали против тех или иных чиновников, строительства дач и так далее. Все это высвечивалось в Интернете. Сейчас это снизилось в регионах, перестали действовать эти институты, где-то действуют еще, где-то вообще не действуют.
По вашей информации, таких примеров не один и не два?Их очень много! Начиная от Чечни. Ингушетия, Тверь. Разные регионы.
Чиновник говорит: это Майдан, это заговор западных спецслужб. Идет травля, запугивание. Чиновники выставляют отряды казаков. Они под видом, что борются с иностранными агентами, шпионами, просто запугивают обычное гражданское общество, просто волонтерское общество, которое в жизни не получало никакого иностранного финансирования, даже не знает, как это делать.
Доходит до абсурда: пропутинские организации, какой-нибудь Общенародный фронт тоже обвиняют в том, что они Майдан развязывают
. Вот есть село Остров в Ленинском районе (Московская область — RFI). Так как у них там коррумпированная власть, я им рекомендовала создать территориальное общественное самоуправление.
Просто обычное самоуправление, которое предусмотрено законом. Так местный депутат-единоросс создал отряд по противодействию Майдану. Я сама лично видела. Собрал молодежь, за деньги сформировал отряд с автоматами Калашникова. То ли это муляж был автомата, то ли настоящий. Ходили и запугивали местное население.
Согласно данным, опубликованным в докладе Ассоциации, наиболее коррумпированным регионом России является столица.
На втором месте — Московская область.
На третьем — Краснодарский край, Ленинградская и Саратовская области, Республика Татарстан, Республика Крым, Самарская область.
На четвертом месте — Ростовская область. На пятом — Ставропольский край, Архангельская и Курганская области, Республика Мордовия, Липецкая, Челябинская, Белгородская, Нижегородская области, Республика Ингушетия, Новосибирская и Тамбовская области.
«Принцип торгов завуалировал коррупцию»
Руководитель одного из машиностроительных предприятий Дмитрий Нестеров живет в Челябинске. По его словам, госзакупки в сфере машиностроения практически не обходятся без «откатов».
Дмитрий Нестеров: Если ты не играешь в эту игру, есть 50 конкурентов, и один из них все равно будет играть в эту игру. Большая часть соглашается. Особо принципиальные, конечно, есть, но большая часть соглашается. Все знают саму схему: тендер проводится в 99,9% случаев под уже известного победителя. Я рассказываю про область машиностроения.
Кто выступает заказчиками, объявляет тендеры?
Это компании, которые имеют госучастие — Газпром, Роснефть и так далее, все, что связано с потреблением машиностроения и станкостроения. То есть это компании, которые имеют госдолю, либо государство полностью владеет компанией. Они должны проводить закупки по 44 ФЗ. Прежде чем провести торг, проводится неофициальный запрос цен, и то коррупционное лицо, которое заинтересовано, которое отвечает за проведение закупки, выбирает одного-двух-трех, с ними проводит переговоры, объясняя, что будет тендер и что он поспособствует выигрышу этого тендера, за что хочет свою мзду. Вот и все. Дальше идет обсуждение техзадания, и оно уже готовится под конкретного поставщика. Есть несколько методов, как исключить других поставщиков. Первый этап отсеивания большого количества желающих — завуалировать сам торг, чтобы конкретную котировку, заявку никто не увидел, кроме того, кому они заранее сообщат. Дальше назначается якобы комиссия, и ищут абсолютно формальные признаки, например, мощность двигателя оборудования отличается на две лошадиные силы, либо двигатель не той фирмы. Проверка любых неточностей написанному техзаданию, хотя в 44 и 223 ФЗ прямо прописано, что нельзя указывать конкретные марки оборудования, конкретных поставщиков. Но это не соблюдается, и на это закрывают глаза. Еще одна часть схемы — 44 ФЗ не допускает участие одной компании в торгах, поэтому, как правило, заявляются несколько компаний, но все они аффилированы одним поставщиком, который имеет договоренность.
Можно ли все же считать электронные торги антикоррупционным инструментом?
Сам принцип торгов не исключил коррупцию, он завуалировал ее и увеличил стоимость входа в поставки. То есть для нормальной организации, которая хочет поставлять государственным компаниям какое-то оборудование, необходимо зарегистрироваться на 20 площадках электронных торгов, нанять человека, который будет мониторить. И в итоге участвовать во всех торгах и везде проигрывать, кроме тех торгов, где предварительная договоренность есть.
Дмитрий, как на ваш взгляд, эта схема влияет в целом на состояние экономики?
Очень конкретный пример.
В прошлом году я часто встречался с компаниями, которые занимаются дорогами. На предмет приобретения у нас со многими был диалог, и вот один из них честно рассказал, как было и как стало в Москве. Побеждает тот, кто даст меньшую цену. Чиновник уже не приходит, он просто выкидывает в тендер стоимость сто миллионов рублей этот же участок. Исходя из себестоимости, в этих торгах выигрывает кто-нибудь за 90 миллионов, например. После этого к нему приходит чиновник и говорит: мне нужно 20 миллионов, вот ты выиграл, но я тебе дам деньги, только если будет 20 млн. Соответственно, себестоимость этого участка дороги 80 млн, а бизнесмену остается 70. Чиновник говорит: я тебе, конечно, подпишу приемку, но ты свою прибыль где-нибудь ищи сам. И предприниматель, который занимается дорогой, начинает искать, как себестоимость нормальной дороги 80 млн ему превратить хотя бы в 60, чтобы заработать. Тем более, ему подпишут документы на приемку. Сам предприниматель, с которым я разговаривал, говорит, мне это категорически противно. Что я делаю дорогу, которая разваливается на следующий год, через год. А разваливается, потому что я не докладываю это, нарушаю рецептуру производства, покупаю дешевые компоненты, непонятный битум, и получается такая дорога, как получается. Самому противно, но либо мне уходить из бизнеса, либо вот так. Но раньше, говорит, я мог делать нормальную дорогу, зарабатывать и, ладно, делиться. А теперь я вынужден уменьшать себестоимость во вред качеству.Согласно данным Transparency International за 2015 год, Россия находится на 119-м месте в мире по индексу восприятия коррупции, оказавшись ниже даже ряда африканских стран — Танзании, Мозамбика, Мавритании и других.
http://ru.rfi.fr/rossiya/20160930-v-rossii-podorozhali-vzyatki