Решения, противоречащие законам природы, порождают преступления! Охота и рыболовство для ямальских кочевников – не браконьерство, а образ жизни.Вместо пролога
Хорошо известный случай в Салехарде, когда в связи с изменениями правил работы светофоров, в одном из пунктов документа оказалось прописано: «Не допускается пересечения транспортных и пешеходных потоков в одной фазе светофорного цикла регулирования». Эти изменение были инициированы в Москве, на расстоянии почти 2 тысячи километров от столицы Ямала. В Салехарде они вызвали транспортный хаос. Для городов центральной России возможно и подходят подобные правила передвижения людей, но не для жителей Севера. При решении вопроса не были учтены климатические условия, размеры городов и т.д.
Чтобы устранить транспортный коллапс, к мнению жителей города категорически отказывались прислушиваться. Чиновники объясняли нововведение заботой о безопасности граждан, не признавая то, что видно невооружённым глазом – негативную обстановку на дорогах. Хотя причин, препятствующих устранению ситуации — не было: все говорят на одном языке, одеваются одинаково, передвигаются на машинах, живут по одним законам, обладают одним менталитетом, свойственным людям, ведущим оседлый образ жизни.
А что, если бы эти люди были представителями разных цивилизаций: одни одеты в традиционную одежду, а другие — в малицу? Тогда бы расстояние между ними возросло многократно! Мы бы уже не смогли обойтись только объяснением разных климатических условий или большими расстояниями. Скорее всего, они бы никогда не разрешили ситуацию на дороге. Примерно то же самое происходит сегодня в жизни охотников, рыбаков, оленеводов — коренных малочисленных народов Севера.
Куда кочевнику податься?
На территории Ямала проживают кочевники – ненцы, ханты, коми. Их жизнь отличается от оседлого образа. Представления, обычаи, устои свойственны роду их деятельности. Порядки, законы другой цивилизации невозможно понять сразу – разное мировоззрение, менталитет. Поэтому нельзя всех жителей России, ЯНАО подводить под общие правила охоты и рыболовства. Законы жизни, созданные оседлыми людьми, не подходят для кочевников!
Всем хорошо известно, что образ жизни коренных малочисленных народов Севера неразрывно связан с природой и не наносит никакого урона экологии. Их обычаи складываются из законов природы. Один из создателей декларации независимости Америки сказал: «Вводить законы, противоречащие законам природы, – значит порождать преступления!»
Основным федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 24.07.2009 года, № 209 — ФЗ регулирующим гражданские отношения в сфере любительской, промысловой и спортивной охоты определяется порядок, правила проведения охоты. Говорится о сроках и местах охоты. Охота разрешается при наличии разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение оружия. Каждый знает правила охотника.
На территории России правила охоты в 2019 году устанавливают в каждом регионе отдельно, согласно климатическим условиям. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории ЯНАО» от 27 ноября 2018 года, № 96 – ЗАО определяет общие условия охоты.
22 марта 2019 года в Салехарде прошла пресс-конференция начальника управления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО Олега Истрати. На вопрос журналиста, есть ли какие-нибудь дополнительные льготы для коренных малочисленных народов по охоте из-за образа жизни, он четко ответил, что все граждане равны и нет никаких привилегий для коренного населения.
Этим законом мы всех кочевников превратили в браконьеров. Потому что оленевод даже не представляет, как выдаются разрешения на охоту. Не могут подать заявку через сеть Интернет, так как в тундре его нет. Все процедуры, связанные с охотой – это непреодолимая преграда для кочевника. Необходимо пройти курсы для получения охотничьего билета, сдать экзамены, получить разрешение на приобретения оружия, пройти медицинский осмотр. За любое из этих действий необходимо заплатить. А учебные центры находятся в городах, вне досягаемости для тундровиков. Не каждый выдержит учёбу для охоты, когда олени разбегаются по тундре и нужно каслать на новое место стоянки стойбища.
Кто знает обычаи – законы кочевников, тот понимает, что оленеводы-охотники учатся обращаться с оружием не один-два месяца, как принято в городах, а годы. Каждый тундровик прививает своему ребёнку навыки охотника еще с дошкольного возраста.
«Волчьи» законы выживания
Придерживаясь рамок закона, некоторые кочевники всё так умудряются изладить все документы для охоты, что не всегда помогает при проверке документов. Мы знаем об этом на примере Валерия Худи, в одиночку воспитывающего малолетних детей. Его чум стоял на реке Морды Яха в районе Бованенково. Во время рейдового полёта, надзирающие органы забрали у оленевода запасы рыбы на зиму, сети, огнестрельное оружие с документами….
А как жить без пищи семье, без приспособлений для своего ремесла, как обеспечить защиту чума от хищников без оружия? Законы, касающиеся жизни коренного населения, несомненно, подлежат корректировке из-за образа жизни кочевников. Такое впечатление, что расстояние от законодателей до коренных малочисленных народов Севера не 2 тысячи, 10 тысяч километров. И это — не учитывая другие факторы «отдалённости»!
На своём сайте уполномоченный по правам человека в ЯНАО Анатолий Сак защитил действия надзирающих органов. Вроде на бумаге, в теории все хорошо, но по факту выходит, что кочевникам запрещают заниматься своим ремеслом, забирают пищу, тем самым разрушая жизненный уклад «коренных». Слово «браконьер» не должно ассоциироваться с отдельной нацией КМНС. Несомненно, необходимо останавливать деятельность настоящих браконьеров, которые зарабатывают, уничтожая живую природу. Но категорически нельзя называть браконьерами людей, занимающихся традиционным видом хозяйственной деятельности.
Кто встанет на защиту кочевников? Права гражданина Худи явно отказались защищать организации, призванные отстаивать интересы коренных малочисленных народов ямальского Севера. А сколько по округу таких «браконьеров», занимающихся традиционным видом хозяйственной деятельности на исконных землях своих предков? И это далеко не одиночки! Можно зачислять в «браконьеры» целые населенные пункты, стойбища, где проживают ненцы, коми, ханты.
Проблемы коренных жителей появились не сегодня, они были и вчера. Население Ямала знает об этом. Каждый год происходит одно и то же. Еще в октябре 2012 года жители Ямальского района неоднократно обращались за помощью. Стойбище Хасаваня Сэротэтто располагалось на родовых угодьях, на берегу озера Хальмер-То. К ним сел вертолет Ми-8 из которого вышли люди, вооруженные автоматами. Показывали многочисленные удостоверения, утверждали, что все жители стойбища браконьеры, что они нарушают закон. Без составления протокола, актов изъяли весь запас — 200 килограммов рыбы на три семьи. Загрузили в вертолёт одну резиновую лодку и три сетки по пятьдесят метров. Представители контролирующих органов не отвечали на вопросы кочевников, вели себя нагло и грубо. Сделали визуальный осмотр с оружием всего стойбища, без приглашения заходили на территорию личного проживания. Тундровиков, препятствующих произволу грозились забрать с собой. Той же осенью вертолет по аналогичному сценарию оставил без рыбы еще восемь семей из рода Худи, Лаптандер, Сэротэтто.
Ненцы, оставшиеся без оленей, определяют новое место жительства поближе к рыбным местам. На берегу Обской губы круглогодично стоят чумы, а когда жилищные покрытия приходят в непригодность, не могут сшить новые, так они уже безоленные. Тогда люди устанавливают из досок себе жилье, балки.
В устье реки Сетная существовал вахтовый поселок, рядом с ними проживали местные жители. На данный момент там обитает 5-10 семей. Безграмотные рыбаки, не знающие своих законных прав, оказались беззащитны перед надзирающими органами. Каждые год в их стойбище приезжают люди на трэколах и снегоходах. Пользуясь малограмотностью местных жителей, они без стеснения проникают в жилища. Без разрешения открывают нарты, переворачивают содержимое, забирают лопаты, веревки, пешни. Копают снег под нартами, протыкают твердый снег острыми предметами в поисках рыбы. Составляют иски, «затаскивая» малообеспеченных граждан в судебные разбирательства, после которых местные жители получают штрафы.
В районе Яптик Сале, Мыса Каменного — вдоль берега расположились чума рыбаков – браконьеров! Некоторые жители прописаны в поселках, но всё равно проживают в тундре в своих жилищах, так как плохо адаптируются к поселковой жизни. Для бывших кочевников нет работы. Негативная сторона оседлой жизни — алкоголь — забирает их навсегда, в небытие.
Вместо эпилога
Так выглядит ситуация с охотой и рыболовством в жизни КМНС только в Ямальском районе. Поэтому требуют незамедлительного разрешения вопросы: об оленеводстве, рыболовстве, территории традиционного природопользования; о деятельности общин КМНС, правозащитных общественных организаций, союзов ветеранов; а также о деятельности национальных средств массовой информации.
Мировым сообществом признано, что КМНС нуждаются в специальной защите прав и свобод. Россия признала это и приняла на себя ответственность в вопросах обеспечения развития этнокультуры и экономики северных народов, охраны живой природы в местах их обитания. Об этом говорится и в статье 69 Конституции РФ.
Основой сохранения традиционного образа жизни и цивилизации КМНС являются традиционное природопользование – оленеводство, охота, рыболовство. Законотворческая деятельность депутатов всех уровней должна основываться именно на этом, учитывая местные обычаи и религии. Коренные народы должны восприниматься, как полноправные партнеры, стать добрыми соседями, которых объединяет вековая взаимовыручка, торговля, победа в Великой Отечественной войне. Без законодательной, правовой поддержки и развития образа жизни КМНС – кочевники обречены на вымирание. Как это не печально признавать, но на сегодняшний день механизм, гарантирующий права КМНС в России и на Ямале не создан.
Василий Пырирко, корреспондент национальной газеты на ненецком языке «Няръяна Нэрм» и детского журнала «Мынико»
http://www.yamalpro.ru/2019/12/10/resheniya-protivorechashhie-zakonam-prirodyi-porozhdayut-prestupleniya-ohota-i-ryibolovstvo-dlya-yamalskih-kochevnikov-ne-brakonerstvo-a-obraz-zhizni/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews