Вы отрицаете существование Джеффри?
Честно - не понял, о чём Вы. Или о ком. Не о серийном же убийце.
В 80-х был у меня один знакомый, ямальский тракторист. "Жигули" у него, разумеется, были: и зарплаты северные (существенно выше, чем в Мурманске), и снабжение. Но выехал он на ней три раза за три года: проехал из конца в конец деревни на свадьбах трех друзей. А к самой деревне с "большой земли" вообще дороги не было: летом связь по реке, зимой - тоже, но по льду: зимник. На "Жигулях" по нему куда-то ехать... рискованно. А так даже мясо в магазин завозили самолетом (я как-то разгружал).
Не удивили. Периодически летом отдыхаем в подобной деревне. В этом году я там не буду, но жена с детьми сейчас в ней. Более того, у райцентра (30 км от деревни, добраться "по суше" сейчас нереально даже на тракторе) связь с "большой землёй" тоже через реку или по воздуху... В СССР - по воздуху была. Сейчас, конечно, есть один вертолёт на райцентр, если что. А так - переправа, а там - "большая дорога". Ну как - большая, смесь грунтовки с асфальтом, до города (150 км) можно добраться. А там - железная дорога. Примерно столько же и так же (только в другую сторону) - до федеральной трассы, а по ней ещё 300 км до обл.центра. И это - райцентр, а не деревня. В деревне из машин - пара "буханок", на берег съездить, привезти что (а для деревенских "VIP" - и "кого" от теплоходика, который останавливается раз в 2 дня и идёт до того же райцентра; можно - до дороги). Да, от советской роскоши (да, по нынешним меркам, для деревни советские времена - самая настоящая роскошь) осталась пара тракторов, приватизированных при распаде колхоза - иногда что-то даже делают. А так - зимой там живёт меньше десятка человек, детей школьного возраста нет, как будут - им найдётся где жить и ходить в школу. Впрочем, процесс ухода жителей из деревни начался давно.
Сравните использование машины нормальным "западником" и советским человеком в тех же 80-х. У западника гараж под домом, надо отвезти ребенка в школу - вышел, отвез 9 вернулся. Надо съездить в магазин - съездил. А у советского гараж черт знает где, до магазина или школы куда быстрее дойти пешком, чем до гаража. И зачем в такой ситуации вообще машина? На 90% бесполезная игрушка или чистые понты. Но очередь за ними стояла дикая, и страсти кипели.
Самое смешное, что разницы между советским человеком 80-х и россиянином не так уж и много! Даже, может, советскому было удобнее - все дороги для него. А так - школа также под боком, везти ребёнка бессмысленно. Можно, конечно, выбирать школу - но тут проблема: классу эдак к третьему ребёнку будет целесообразно приходить из школы сразу после занятий, когда родители на работе, забрать - некому. Можно, конечно, и в продлёнке подождать класса до 6, когда ребёнок уже без опаски сможет колесить по городу на троллейбусах и автобусах, благо, проездной дешёвый, но IMHO, шаговая доступность школы - большой плюс. А для горожан она есть! Да, жители пригорода (причём пригород пригороду рознь) оказываются примерно в той же ситуации, что и на Западе - без машины никак. Про отпуск и гипермаркеты я уже говорил.
Вот все такие черты воспитаны были советской нищетой. ... Вот и уходила неиспользованная энергия людей в понтование: "а у меня есть то, чего у тебя нет!". И упоминавшийся мной на днях анекдот про галстук за 700 долларов - из той же совковой линии: ценность не в самой вещи, а в недоступности ее для "простых смертных".
Да не в нищете дело, наоборот! Пока была нищета (послереволюционная, послевоенная) - подобных глупостей не возникало. Просто дефицитом вдруг оказывается то, что в простой жизни, если смотреть объективно, человеку не особо надо - просто жизнь построена иначе. А он бьётся за этот дефицит, получает его - и... Но надо же чем-то обосновать эту многолетнюю борьбу. Вот и "ели кактус" таким вот образом. И, кстати, сейчас "едят" тоже. Хотя кто-то и где-то смог подстроиться и сделать из бесполезной машины в своей жизни то, без чего нельзя обойтись. Но для этого пришлось перестроить свою жизнь.
Невозможностью заниматься тем, чем действительно хочется: за тебя государство решает,м чем тебе нужно заниматься.
Что Вы имеете в виду? Чем таким человек мог хотеть заниматься, но не мог? В СССР каждый выбирал себе образование и, как следствие, работу. Кто предпочитал (или просто не был ни на что способен) работать без квалификации - тоже выбирал работу. Ну да, могли "надавить" родители - но где этого нет? Кстати, в СССР можно было наплевать на мнение родителей и уехать учиться (в сталинские времена - при наличии способностей, но без способностей в этом нет смысла). Кстати, есть ли это сейчас в США? Если предположить, что совмещать нормальную учёбу с нормальной работой малореально - что-то точно будет страдать (скорее всего, и то, и другое).
Что до меня, то в детстве (будем считать, советском - появились они точно до распада СССР) у меня было два хобби. Одно, по сути, стало моей специальностью (в некоторой модификации, но не суть) - и проблем бы с этим в СССР не было, могли бы быть только "плюсы". Другое - да, во времена СССР отставало от Запада - но тогда хотя бы было чему отставать. Вот и думай, что там государство решает за человека. Да, если вдруг в качестве интереса у человека оказалось то, что в СССР малодоступно (тот же автомобиль), если всё хочешь ради него - то пожалуйста, с трудом можно и этого добиться - чтобы "есть кактус". Чудес это не сделает, специально под таких всю жизнь всех вокруг менять не будут. И это правильно. Вот, кстати, что в США сейчас с железными дорогами, так распространёнными в середине XX века? "Пошли под кат" ради всеобщей автомобилизации? А кто не подпадает под автомобилизацию? Такие, как, например, я - те, кто просто не в состоянии нормально водить. Что они вынуждены? Становиться "водятлами" и коллекционировать ДТП? (в основном, кстати, с участием столбов и бордюров). Кстати, привить даже таким желание иметь автомобиль - не за гранью реальности. В России, к счастью, в период автомобилизации на железные дороги не замахнулись, и это очень радует. Кстати, ещё раз скажу, что поезд удобнее. Может, разве что, только автофургон хорош для пассажиров, не хуже поезда при отличной дороге, но и то не факт.
А на Западе все доступно, были бы деньги. И способы заработать деньги тоже есть, были бы способности. Все в твоих собственных руках.
Кстати, способность заработать деньги не тождественна способности к чему-нибудь. Хотя, наверно, небольшие (по меркам окружающих) деньги можно получить от нормальных способностей... Причём, скорее всего, путём заключения жёсткого контракта.
Короче, Запад - "рай" для любителей вертеться. И совсем не "рай" для тех, кто этого делать не хочет.
Мир здесь не одномерный, как в СССР. И потому нет такой одномерной "шкалы": "А у тебя есть цветомузыка?" - ведь на это другой спокойно ответит: "А ты бывал в Мадриде" (где я сейчас сижу в аэропорту в ожидании следующего перелета)?
У каждого найдётся, что ответить на такое. И СССР в этом не ограничивает. Я бы мог спросить "А ты знаешь, как диспропорционирует йод со щёлочью?" Ну или, если попримитивнее, и поближе к настоящему (в СССР это было невозможно по причине полного отсутствия такого в мире практически до распада СССР) - "А ты знаешь, как перебрать ядро под своё железо?".
Что же до того, кто где был - Мадрид, наверное, хорошо, но я Россию не объездил... И в Белоруссии не был (хотя надо бы посмотреть, но никак не соберусь). Не говоря уж о Казахстане и Армении. И всё это я могу, не получая новый загранпаспорт (прошлый успешно истёк с одной единственной поездкой - спасибо, не надо). И даже вопрос не в деньгах. Просто пока оказывается приоритетнее отдохнуть с семьёй у моря. Всю "короткую" летнюю часть отпуска - все 66 из 80 дней. Ну а зимняя часть вообще небольшая.
Я в Мурманске на работу на велосипеде ездил в году месяца по 4-5. Пока нет снега на дорогах, на нем куда удобнее и теплее, чем пешком, а если расстояние менее 5 км, то и быстрее, чем на автобусе-троллейбусе. Главная проблема была с парковкой: где оставить, чтобы не украли.
Нет снега. В Мурманске... Короче, это лето (половина которого - отпуск; впрочем, у кого как, у меня, например, 2/3) + кусок мая и сентябрь. И этим летом - конечно, как повезёт - очень много дождливых дней. Не говоря уж о мае и сентябре.
Кто Вам рассказал сказку про "добровольное" в СССР?
По крайней мере, среди школьников было. Что там дальше - не знаю, но о добровольном речь была.
Были в 70-х-80-х т.н. "коммунистические студенческие стройотряды", где всю зарплату перечисляли каким-нибудь детям Вьетнама или Фонду Мира. Я однажды собрался было в такой поехать. Но оказалось, там и не работали - не было дураков надрываться бесплатно. Пришлось ехать в обычный, где зарплату получали.
На "излёте" СССР среди молодёжи? Наверно... Короче, фактически было, но успели испоганить. Видимо, те, кто потом с радостью взялся демонтировать СССР, не монтируя ничего взамен.
Все красивые сказки про "бескорыстность", "идейность" и прочую "солидарность" советских людей - всего лишь сказки. А какие эти люди на самом деле, выяснилось, когда сняли смирительные рубашки советских ограничений. И настали "лихие 90-е" - ведь всех их героев не из Америки завезли.
А откуда? Нет, наши, конечно, сами "выросли", но именно глядя на Америку.
А вот на Западе, где нет совковой нищеты, и для обеспечения приличной жизни себе и семье нет нужды вырывать кусок у соседа (см. рязановский "Гараж"), люди действительно могут себе позволить быть и бескорыстными, и идейными, и солидарными - на это вполне хватает "свободного ресурса". Тот самый разрыв в производительности труда, который СССР так и не смог сократить, и который сам Маркс считал единственным показателем прогрессивности общественно-экономического уклада.
А какая часть из этого разрыва и "свободного ресурса" появилась именно за счёт конкуренции? За счёт конкуренции с СССР? Был ли этот ресурс до Великой Депрессии?