"
НЕЗАКОННЫЕ ВЫРУБКИ РОССИЙСКОГО ЛЕСА, МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.Распространенный вариант, который они применяют, – нанять подрядчиков для вырубки леса, а потом им же этот лес продать или сбыть его через них. Подрядчик нанимается по одному договору, а потом по другому ему же продается вырубленная древесина. Сами крупные инвесторы, как правило, остаются в тени, все переговоры и отношения с лесничими выстраивает субарендатор.
Для функционирования производств, созданных согласно инвестиционному проекту, часть срубленного леса все же идет на эти производства (субарендатору заранее дают список того, что они должны доставить на площадки инвестиционных предприятий). Остальной лес сбывается на сторону.
Сдачей лесов в субаренду в Приморском крае долгое время увлекалось ООО «Аралия», принадлежащая Александру Леонидовичу Кваше.
Участвуют в незаконных вырубках леса и лесничества, которые имеют формальные права на вырубку для своих нужд и санитарной обработки и зачастую пользуются этими правами для вырубки леса на продажу, однако им нужно дополнительно организовывать вывоз и сбыт. Также часто сельскохозяйственные предприятия, которые имеют лесные участки и должны использовать их для своих хозяйственных нужд, вместо этого дополнительно торгуют лесом.
Часто арендаторы выходят за пределы отведенной территории.
Существует еще одна схема незаконных вырубок: скупка льгот, позволяющих получить лес для строительства. Скупщики льгот получают возможность вырубить один большой участок леса. Льготники же после такой сделки по факту лишаются возможности строительства дома или дачи.
Но подобная схема редко используется в промышленных масштабах.
В приграничной зоне распространена практика вывоза вырубленного леса за границу на лесовозах по ночам и что существуют специальные коридоры. Часто документы для вывоза оформляются в данном случае на совместные предприятия. Обычно перед лесовозом едут машины, проверяющие путь и удостоверяющиеся в том, что им не встретятся правоохранители.
Наконец, для мелкомасштабной вырубки часто по неформальным каналам нанимают отдельных граждан для осуществления браконьерской вырубки. Именно их чаще всего ловят, наказывают и именно за счет них повышают процент раскрываемости преступлений в отчетности.
Лесничества тоже могут подвергнуться санкциям, но в данном случае, как правило, «ловят тех, кто не поделился».
При этом самая опасная и практически ненаказуемая на практике цепочка все же связана с крупными компаниями.
Часть вырубленного леса вывозится кругляком, часть уходит на обработку на пилорамы. Переработкой древесины занимаются в гораздо меньших масштабах, предпочитая сбывать кругляк.
Эксперты дают разные оценки нормам прибыли от законной и незаконной вырубки леса, большинство оценивает разницу между ними минимум в 2,5-3 раза.
В незаконные вырубки вовлечены самые разные субъекты: крупные компании, местные арендаторы, лесничества. К вырубкам часто привлекаются местные жители, многие из которых безработные (например, уровень безработицы по Росстату на январь 2017 года в целом по РФ – 5,4%, в целом по Приморью – 6,3%). Лично я считаю этот уровень значительно заниженным.
Браконьерская вырубка в сравнительно небольших масштабах – это явление отдельного порядка. В лесных районах высокий уровень безработицы, многие уезжают из региона на работу вахтовым методом, другие же пытаются заработать, занимаясь незаконными вырубками леса. Люди объединяются в небольшие коллективы, часто оформляют ИП на кого-то одного, ставят небольшие пилорамы и браконьерским способом вырубают леса.
Непосредственно незаконными вырубками чаще всего занимаются местные предприниматели. Приезжие вовлекаются в схемы через связи с местными предпринимателями; зачастую приезжие оказываются вернувшимися местными. В серьезных масштабах в вырубках участвуют обычно те, у кого имеется лесопромышленное образование или большой опыт работы с этой сфере.
Большинство экспертов сходится во мнении: без поддержки органов власти или, по крайней мере, отдельных представителей органов власти более или менее крупные операции по незаконной вырубке леса были бы невозможны. Крупный бизнес в обязательном порядке стремится заручиться поддержкой властей. В отдельных случаях представители органов власти могут выступать инициаторами или активными участниками процесса.
Примером этого может служить в недавнем прошлом депутат Приморского ЗакСа Александр Леонидович Кваша, чей лесной бизнес включает в себя почти три десятка различных предприятий. О нем я уже писал ранее в серии статей ««Лесное княжество» Александра Кваши». Среди сотрудников предприятий Александра Кваши даже числится действующий депутат Думы Лесозаводского городского округа Приморского края Евгений Яковлевич Бредун.
Даже если представители органов власти не принимают активного участия в конкретных схемах, они как минимум систематически закрывают на них глаза, часто срабатывает принцип круговой поруки.
У борьбы с незаконными вырубками леса длительная история – с 1990-х годов постепенно формировалась нормативно-правовая база, совершенствовались технические методы. Сегодня для выявления нарушителей применяются даже космические технологии – проводятся снимки территории из космоса.
Однако борьба в основном ведется точечно: правоохранительные органы реагируют на конкретное сообщение о нарушениях, поступившее от граждан, проводят проверочный рейд, наказывают нарушителей.
Зачастую борьба сводится к переделу сфер влияния между крупными лесопромышленниками, в которую вовлекаются сотрудники правоохранительных органов и иных контролирующих структур.
При этом, как было сказано выше, такие меры обычно направлены исключительно на борьбу с мелким браконьерством, а не с куда более масштабными вырубками, в которые вовлечены средние и крупные предприниматели и которые являются значительно более серьезной проблемой, требующей системных мер.
Если мы обратимся к статистике по рассмотрению дел по ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» в суде первой инстанции в целом по России, мы увидим, что, например, за период 2011-2014 гг. число дел выросло с 22249 в 2011 году до 29151 в 2014 году.
Но даже если статистика по отлову «черных лесорубов» демонстрирует рост показателей, нужно понимать, что происходит это в основном за счет отдельных мелких нарушителей. Именно на такие действия поступают жалобы в правоохранительные органы по прямой линии, а о крупных дельцах рынка граждане если и знают, то молчат.
Что же делать в сложившейся ситуации?
Стоит понимать, что корень проблемы – это коррупция. Решить проблему точечными мерами и поимкой мелких нарушителей или исполнителей, которые находятся в самом низу «иерархии», невозможно. Сейчас система фактически работает на преследование мелких браконьеров при одновременном создании удобных условий для проворачивания различных схем по массовой вырубке и сбыту леса крупными предпринимателями.
Более того, в схемы по незаконной вырубке леса зачастую напрямую вовлечены те, кто призван бороться с этим явлениями, – лесничества, правоохранительные органы. Необходимы масштабные системные перемены, которые невозможно осуществить без наличия политической воли на разных уровнях власти.
Необходимо поставить под реальный контроль работу крупных инвестиционных компаний. Невыполнение условий договора должно влечь за собой лишение всех полученных по нему льгот. Существующая система поощрения инвестиционных проектов на практике служит не задачам развития, а разграблению лесных ресурсов регионов. Сейчас доступ крупных компаний к лесу практически неограниченный. Следует рассмотреть возможность повышения тарифов на лес для этих компаний и проведения продаж только с аукционов.
В то же время малые и средние предприятия нуждаются в льготах (прежде всего налоговых), при которых для них будет выгоднее работать легально, а не уходить в тень. Разумно выстроенные льготы таким предприятиям могли быть дать стимул к прекращению участия в незаконных схемах.
Органы власти всех уровней должны быть заинтересованы в установлении независимого контроля над отраслью. Все должно отслеживаться и фиксироваться в открытых источниках: от работы на делянках до сделок по продаже леса, причем в первую очередь под контроль должна быть взята деятельность крупных компаний. Вся информация должна быть максимально упорядочена, доступна и прозрачна.
Немаловажную роль в нормализации ситуации сыграет повышение ответственности чиновников и депутатов за принимаемые решения или за затягивание принятия решений, касающихся развития лесной отрасли, как ы целом в России, так и в отдельно взятых регионах. Именно безнаказанность порождает и стимулирует коррупцию. Тот же, неоднократно приводимый мною в качестве примера бывший приморский депутат Александр Кваша, чьи предприятия занимались масштабными незаконными вырубками и контрабандой леса, после окончания очередного депутатского срока спокойненько выехал на ПМЖ в Сингапур, где налаживает новую жизнь и новый бизнес. При этом часть его предприятий продолжает рубить и вывозить приморский лес, под контролем другого, действующего депутата одной из местных Дум Евгения Бредуна.
Вовлечение в незаконные вырубки леса большого числа людей является следствием негативной социально-экономической ситуации в регионах, низких доходов населения и – самое главное – высокого уровня безработицы. Точечные преследования и наказания отдельных нарушителей приводят в основном лишь к тому, что люди ищут новые способы обхода закона и правоохранительных органов. Необходимо создавать рабочие места, развивать инфраструктуру, работать на улучшение уровня жизни населения, давать территориям возможность развития, стимулировать их к тому, чтобы им было выгодно зарабатывать налоги и наводить у себя порядок. Только такие меры, влияющие на социально-экономическую среду в целом, способны коренным образом изменить ситуацию с мелким браконьерством.
Российская экономика нуждается в смещении акцентов от добычи ресурсов к обрабатывающей промышленности. Для лесной отрасли это крайне важная задача. Так, по данным Массачусетского технологического института, в 2014 году в структуре российского экспорта древесины и изделий из древесины 69% составили пиломатериалы и необработанные лесоматериалы, а столярные изделия из дерева – только 2%.
Сейчас налажен поток вывоза леса из страны, причем значительная часть леса вырубается варварски, хаотично и незаконно. Таким образом, страна не просто продает природные ресурсы за рубеж – она еще и недополучает значительную часть доходов от этих продаж, лес попросту воруется, причем при активном участии государства. Первоочередная задача – борьба с незаконными вырубками. Однако в стратегическом плане не менее важной задачей является переход от вывоза сырья за рубеж к обработке древесины внутри страны. Он может быть совершен только силами государственного стимулирования и запретов, поскольку в настоящее время на рынке не сложились условия, при которых предпринимателям массово было бы выгодно вкладывать средства в переквалификацию предприятий."
http://korrupciiboi.ru/narodny-kolokol/nezakonnye_vyrubki_rossiyskogo_lesa__masshtab_problemy__perspektivy_.html