Города на Мурмане
10 Ноября 2024, 22:46 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   ПРАВИЛА Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Гордость - порок или добродетель?  (Прочитано 32419 раз)
Веfrеier
Гость
« : 29 Апреля 2003, 15:41 »

Proud>>

Иоанн Лествичник, СЛОВО 23.

1. Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
2. Начало гордости - корень тщеславия; средина - уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божие помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
3. Услышим все, хотящие избежать рва сего: весьма часто сия страсть получает пищу от благодарения, ибо она сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога. Видал я людей, устами благодаривших Бога, и возносившихся в мыслях своих.
О сем ясно свидетельствует фарисей, сказавший: Боже, благодарю Тя (Лук. 18, 11).
4. Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе.
5. Один почтенный муж сказал мне: положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати.
6. Высокомудрый монах сильно прекословит; смиренномудрый же не только не прекословит, но и очей возвести не смеет.
7. Не преклоняется кипарис, и не стелется по земле: так и монах высокосердый не может иметь послушания.
8. Высокоумный человек желает начальствовать; да иначе он и погибнуть совершенно не может, или правильнее сказать, не хочет.
9. Бог гордым противится (Иак. 4, 6): кто же может помиловать их? Не чист пред Господом всяк высокосердый (Притч. 16, 5); кто же может очистить его?
10. Наказание гордому - его падение, досадитель - бес; а признаком оставления его от Бога есть умоисступление. В первых двух случаях люди нередко людьми же были исцеляемы; но последнее от людей неисцельно (ы).
11. Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот
разрешился от уз ее.
12. Если от одной этой страсти, безо всякой другой, некто ниспал с неба: то должно исследовать, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на небо?
13. Гордость есть потеря богатства и трудов. Воззваша и не бе спасаяй, без сомнения потому, что взывали с городстию; воззваша ко Господу и не услыша их (Пс. 17, 42), без сомнения потому. что не отсекали причин того, против чего молились.
14. Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата: но сей, ослепленный, сказал ему: "прости меня, отче, я не горд". Мудрый же старец возразил: "чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты не горд, как не тем, что говоришь: я не горд".
15. Таковы весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительства, и чтение о сверхъестественных подвигах св. отцов. Может быть, хотя чрез это, сии недугующие получат малую надежду ко спасению.
16. Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство - гордиться Божиими дарованиями. Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего; а те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе
Бог, как и самое рождение. Какие ты исправлял добродетели без помощи ума, те только и твои; потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к твоему тщанию, ибо и тело не твое, а творение Божие.
17. Не уповай на себя, пока не услышишь последнего о тебе изречения, памятуя, что и возлежавший уже на брачной вечери был связан по рукам и по ногам, и ввержен во тьму кромешную (Матф. 22, 13).
18. Не возвышай выи, перстный; ибо многие, будучи святы и невещественны, были свержены с неба.
19. Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела, или мученика, преподает им откровение таинств, и как бы дар дарования, чтобы сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.
20. Если бы мы и бесчисленные смерти за Христа претерпели, то и тогда не исполнили бы должного; ибо иное есть кровь Бога, а иное кровь рабов, по достоинству, а не по существу.
21. Если не перестанем сами себя испытывать, и сравним житие наше с житием прежде нас бывших св. Отцов и светил; то найдем, что мы еще и не вступали на путь истинного подвижничества. ни обета своего, как должно не исполнили, но пребываем еще в мирском устроении.
22. Монах собственно есть тот, кто имеет невозносящееся око души и недвижимое чувство тела.
23. Монах есть тот, кто невидимых супостатов, даже и когда они бежат от него, призывает на брань и раздражает, как зверей.
24. Монах есть тот, кто находится в непрерывном восхищении ума к Богу и спасительной печали.
25. Монах есть тот, кто имеет такой навык к добродетелям, какой другие к страстям.
26. Монах есть непрестанный свет в очах сердца.
27. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа.
28. От гордости происходит забвение согрешений; а память о них есть ходатай
смиренномудрия.
29. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете.
30. Сия скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает.
31. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою.
32. Гордый монах не имеет нужды в бесе; он сам сделался для себя бесом и супостатом.
33. Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели.
34. В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные
видения.
35. Тать не любит солнца; гордый же уничижает кротких.
36. Не знаю, как это бывает, что многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия, и уже при исходе из сего мира усматривают свое убожество.
37. Кто пленен гордостию, тому нужна помощь Самого Бога; ибо суетно для такого спасение человеческо.
38. Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в оное на раменах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичем смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало ратует против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что оному
споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе. то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исправлением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть,
прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и на сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я ему, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостию воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославился: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1), и в бездну смирения. Степень двадцать третья. Кто взойдет на нее (если только возможет взойти), тот будет крепок.
 39. Выше сего мы слышали, что от злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие, т.е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду; ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в древе.
40. Часто во время Божественной литургии, и в самый страшный час совершения Таин, сии мерзкие помыслы хулят Господа и совершаемую святую Жертву. Отсюда явно открывается, что сии нечестивые, непостижимые и неизъяснимые слова внутри нас не душа наша произносит, но богоненавистник бес, который низвержен с небес за то, что и там хулить Бога покушался. И если мои сии бесчестные и нелепые изречения, то как же я, приняв оный небесный Дар, поклоняюсь? Как могу благословлять, и в то же время злословить?
41. Часто сей обольститель и душегубец многих приводил в исступление ума. Никакой помысл не бывает так трудно исповедать, как сей; посему он во многих пребывал до самой старости, ибо ничто так не укрепляет против нас бесов и злых помыслов, как то, что мы их не исповедаем, но таим и питаем их в сердце.
 42. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцеведец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших.
43. Пьянство бывает причиною преткновения, а гордость - причина непотребных помыслов. Хотя преткнувшийся неповинен за преткновение, но за пьянство, без сомнения, будет наказан.
44. Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются.
45. Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние.
46. Сей лукавый и бесчестный мучитель многих отвлек от молитвы; многих отлучил от Св. Таин; некоторых тела изнурил печалию; иных истомил постом, не давая им ни малейшей ослабы.
47. Он делает это не только с мирянами, но и проходящими монашескую жизнь, внушая им, что для них нет никакой надежды ко спасению, и что они окаяннее всех неверных и язычников.
48. Кого дух хулы беспокоит, и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновна в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда Самому Господу: сия вся Тебе дам, аще пад поклонишимися (Матф. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем (Пс. 7, 17).
49. Кто другим образом хотел бы победить беса хулы, тот уподобился бы покушающемуся удержать своими руками молнию. Ибо как настигнуть, состязаться и бороться с тем, который вдруг, как ветер, влетает в сердце, мгновенно произносит слово, и тотчас исчезает? Все другие враги, стоят, борются, медлят и дают время тем, которые подвизаются против них. Сей же не так: он только что явился, и уже отступил; проговорил - и исчез.
50. Бес этот часто старается нападать на простейших по уму и незлобивейших, которые более других беспокоятся и смущаются от сего; о них можно сказать по справедливости, что все сие бывает с ними не от превозношения их, но от зависти бесов.
51. Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов; ибо причина и корень второго есть первое.
52. Как затворившийся в доме слышит слова проходящих, хотя сам с ними и не разговаривает: так душа, пребывающая в себе самой, слыша хулы диавола, смущается тем, что он, проходя мимо ее произносит.
53. Кто презирает сего врага, тот от мучительства его освобождается; а кто иным образом ухищряется вести с ним борьбу, тем он возобладает. Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры.
54. Один тщательный монах, претерпевая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом и бдением; но как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге свое искушение, пошел к некоему святому мужу и вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся, и подняв брата, говорит ему: "положи, чадо, руку твою на мою выю". Когда же брат оный сделал это, великий муж сказал ему: "на вые моей, брат, да будет грех сей, сколько лет он ни продолжался и ни будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто". После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу. Кто одержал победу над сею страстию, тот отринул гордость.
Записан
Антихрист
матерый
*****

Карма +0/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 44
Расположение: Мурманск
Сообщений: 880


шота такое злобно-кровожадное


« Ответ #1 : 30 Апреля 2003, 15:29 »

Веfrеier, #4 >>Чушь собачья. И не лень тебе было это все набивать
Записан

Политкорректность - элементарная боязнь получить пиZды,
прикрытая оберткой всеобщего гуманизма
adada
матерый
*****

Карма +48/-22
Offline Offline

Пол: Мужской
Расположение: Кола, Нижнее Варламово > б. и ныне распавшаяся УССР
Сообщений: 10935


давно на Мурмане


« Ответ #2 : 30 Апреля 2003, 17:23 »

Member Веfrеier aka Иоанн Лествичник

 "Смирение, проповедуемое вами... отзывается... страшною гордостью."
 Белинский. Письмо к Гоголю.

 Следует ли пояснять, что смирение это антоним к гордости?
Записан

o  n   e   -   m   a   n'   s   -   o   p   i   n   i   o   n
Proud
Админ
матерый
*****

Карма +43/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 48
Расположение: Мурманск
Сообщений: 3672



WWW
« Ответ #3 : 03 Мая 2003, 02:52 »

В русском языке различаются такие понятия как гордость и гордыня. В большинстве религиозных трактатов они являются синонимами.

Гордость - это чувство собственного достоинства и самоуважение. Это также удовлетворение от того, что совершилось нечто важное и желательное.

Нужно ли это качество? Вполне возможно, что с психологической точки зрения это качество играет определенную роль в жизни человека и общества. Самоуважение позволяет поддерживать психологическое равновесие. Психологи даже считают, что человек, который не уважает себя, не может уважать и любить других.

Чувство гордости также сигнализирует психике, что совершилось некое событие, которое важно и желательно. Например, ребенок получил хорошую оценку. Мама гордится своим ребенком. Даже животные, похоже, "гордятся", к примеру, удачной охотой. Такого рода эмоции, видимо, были важны с эволюционной точки зрения, подталкивая человека или животное на совершение важных и необходимых для выживания поступков.

Гордыня - это чрезмерная гордость, своего рода опухоль на гордости.
Она отталкивает человека от людей, а людей от человека. Гордыня вряд может сыграть полезную роль для выживания, поскольку, к примеру, не дает человеку признать свою неправоту, изменить позицию, улучшить свои навыки.

ПРО ГОРДЫНЮ

Бог создал человека.
Ангелы, восхищенные его творением, низко поклонились новому созданию, голому, беспомощному и нелепому. Лишь Сатана стоял гордо выпрямившись.
- Ради чего я должен кланяться этой твари, созданному тобой из глины и праха? - сказал он Богу. - Ты сделал меня из огня и света, и я стою неизмеримо выше его и по происхождению и по могуществу. Пусть кланяются ему те, кого он попирает ногами, а я найду более достойный объект для поклонения.
- Значит ты хочешь поклоняться тому, кто попирает тебя ногами? - спросил Бог. - Тогда тебе нечего делать на Небе, ибо никто не сможет подняться выше Неба и тебе некому будет поклоняться. Ступай же вниз, на землю, а еще лучше - под землю, и ты найдешь бесчисленное множество объектов для поклонения.
Так Сатана был изгнан с Небес. Он не был наказан, ибо Бог милосерден. Он просто получил то, что должно: надо ли страдающему гордыней, оставаться в чем либо выше других или сильнее, если он может относиться только с презрением, к тем, кто волею судьбы ниже его или слабее.
Так не уподобимся же Сатане в гордыне своей и низко поклонимся зеленой траве, что под ногами, жучку, что под этой травой.


Эта притча нуждается в некоторых уточняющих разъяснениях, т.к. слишком часто путаются два понятия: гордость и гордыня. Дело в том, что гордыня - это, как бы негативный отпечаток гордости. Гордость и гордыня крепко связаны, очень похожи во внешних проявлениях, иногда неразличимы, но разным остается их внутренняя сущность.

Гордость - есть позитивное, созидающее начало. Человек может чувствовать гордость за свои дела, за то, что имеет, за близких людей, или даже просто за то, что он существует на земле. Человек испытывающий гордость, знает, что он в чем-то лучше других, но он прекрасно знает, что и другие в чем-то другом лучше его. Гордый человек ни перед кем не унизится, но и не унизит нико-го. Любое унижение, свое или чужое, для него оскорбительно и обидно. Гордость основана на любви к себе, к своим близким и к остальному человечеству.

Гордыня же есть негативное начало. Она совершенно противоположна гордости, хотя внешне проявления обоих чувств очень похожи. Человек, страдающий гордыней, уверен, что он плохой или, по крайней мере – так себе...
Он настолько в этом уверен, что вынужден доказывать себе обратное. Дело в том, что человек не может существовать на земле, не ощущая своей ценности. Если человек не может чувствовать свою, хоть небольшую значимость, у него остается один путь – самоубийство.

Человек, подверженный гордыне вынужден все время доказывать себе и окружающим, что он не так плох, что он даже лучше, чем другие. Но как доказать то, во что сам не веришь? Элементарно - все время сравнивая себя с другими и доказывая, что они хуже.

Гордыня заставляет человека получать удовольствие от чужого унижения, от чужого страдания, или просто от того, что другой – плохой. Пока существует на земле гордыня, не переведутся ни преступления, ни нищенство, ни войны, ибо люди, склонные гордыне, нуждаются во всем этом.

Казалось бы, два совершенно одинаковых чувства: гордость и гордыня, вся разница между ними в том, что в первом случае человек считает себя лучше других, во втором – других хуже себя. Вся разница в направлении вектора. В первом случае он направлен к Богу, во втором – к Сатане.

/по материалам форума sufism.ru/
Записан

Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия.
Proud
Админ
матерый
*****

Карма +43/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 48
Расположение: Мурманск
Сообщений: 3672



WWW
« Ответ #4 : 03 Мая 2003, 03:07 »

Священник Александр Ельчанинов в своей книге "Записи" в главе "Демонская твердыня (О гордости)" выделяет "этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели":

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением, переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): "нет, что я вам скажу", или "Нет, я знаю лучше случай", или "у меня обыкновение...", или "я придерживаюсь правила...", "я имею привычку предпочитать" (у Тургенева).

Говоря о чужом горе бессознательно говорит о себе: "Я так была потрясена, до сих пор не могу придти в себя". Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и "скисает". Но в общем, в этой стадии настроение остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте. Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь, и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как не отсутствие скромности - с одной стороны, а с другой - самоуслаждение примитивным процессом самообнаружения. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему: гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос, что выше: добрые дела или молитва. Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что его никто не понимает, даже его духовник; столкновение с "миром" обостряются, и гордец окончательно делает выбор: "я" против людей, но еще не против Бога.

Душа становиться темной и холодной, в ней поселяется надменность, призрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается спутанным, так как оно заменяется различением "моего" и "не моего". Он выходит из всякого повиновения, невыносим во всяком обществе; его цель - вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы сандальной, мстя этим миру за непризнание и беря у него реванш. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с дьяволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели. Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции (тьма кромешная). Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, так что даже в похвалах своих он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни - мания величия и мания преследования - прямо вытекают из "повышенного самоощущения" и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни. Вот где глубина определения преподобного Иоанна Лествичника: "Гордость есть крайнее души убожество". Гордый терпит поражение на всех фронтах: Психологически - тоска, мрак, бесплодие.

Морально - одиночество, иссякание любви, злоба.

С богословской точки зрения - смерть души, предваряющая смерть телесную, геенна еще при жизни.

Гносеологически - солипсизм (крайняя форма субъективного идеализма, признающая несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. В этическом смысле - крайний эгоизм, эгоцентризм).

Физиологически и патологически - нервная и душевная болезнь.

http://spinners.ru/duhovn/eltshaninov/
Записан

Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия.
adada
матерый
*****

Карма +48/-22
Offline Offline

Пол: Мужской
Расположение: Кола, Нижнее Варламово > б. и ныне распавшаяся УССР
Сообщений: 10935


давно на Мурмане


« Ответ #5 : 03 Мая 2003, 14:05 »

Очень интересно и поучительно, -- своеобразная похвала мудрости!
 А по форме заставляет вспомнить одно слово, внедренное в нашу среду словарем-разговорником во времена Московского фестиваля молодежи и студентов: хуабянь! Модератора и читателей просьба не напрягаться, в переводе оно означает кружева.
Записан

o  n   e   -   m   a   n'   s   -   o   p   i   n   i   o   n
Веfrеier
Гость
« Ответ #6 : 04 Мая 2003, 02:44 »

Антихрист >>      
>  И не лень тебе было это все набивать
Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и леность расточают все богатство. [СЛОВО 13.]
Adada >>                  
>  "Смирение, проповедуемое вами... отзывается... страшною гордостью."
Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. [Иак.4:6]  
>   Белинский. Письмо к Гоголю.
Мне процитировать письмо Гоголя к Белинскому?
 Proud >>                                                          
>   В русском языке различаются такие понятия как гордость и гордыня.
Даже если речь не о гордыне, то все равно разницы нет: ...богохульство, гордость, безумство, --  всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. [Мк.7:22-23]
>   /по материалам форума sufism.ru/
Что общего у православных с дервишами?
>  Священник Александр Ельчанинов в своей книге "Записи" в главе "Демонская твердыня (О    гордости)" выделяет "этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного    омрачения и полной гибели"
В любом случае для Ельчанинова  гордость - зло.
Записан
Proud
Админ
матерый
*****

Карма +43/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 48
Расположение: Мурманск
Сообщений: 3672



WWW
« Ответ #7 : 04 Мая 2003, 03:58 »

Веfrеier, #7 >>
Тот же Ельчанинов пишет:
> Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану — тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание — паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами».

Тогда надо говорить о мирском и религиозном понимании гордости..
Я - за "золотую середину".

Гордость не следует ни подавлять, ни даже ослаблять: ее нужно лишь направлять на достойные цели.
/Гельвеций/

Все остальные пороки противоположны достоинствам, одна лишь гордость соприкасается с ними.

Скромный человек усваивает даже чужие пороки, гордый обладает только собственными.

Гордость лишена лучшего качества пороков - она неспособна скрываться.
/Фрэнсис Бэкон/

Гордость - благородная страсть - не слепа по отношению к собственным недостатком. Этим отличается надменность.
/Георг Кристоф Лихтенберг/

Когда есть, чем гордиться, можно позволить себе быть скромным. Когда нечем, быть скромным предпочтительно.
/Севрус (Борохов) Эдуард Александрович/

p.s.
Гордецы ненавидят гордость в других людях.
/Б. Франклин/
Записан

Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия.
Антихрист
матерый
*****

Карма +0/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 44
Расположение: Мурманск
Сообщений: 880


шота такое злобно-кровожадное


« Ответ #8 : 04 Мая 2003, 09:30 »

Веfrеier, #7 >>
Приведенная тобой цитата весьма точно показывает бессмысленность текста, приведенного тобой вначале

Proud, #8 >>
Я не знаток английского языка - к кому из вышеприведенных (гордецу или гордому) ты относишь себя?
Записан

Политкорректность - элементарная боязнь получить пиZды,
прикрытая оберткой всеобщего гуманизма
Веfrеier
Гость
« Ответ #9 : 04 Мая 2003, 22:01 »

Proud >>

>  Тогда надо говорить о мирском и религиозном понимании гордости.
Библия написана не для монахов, а для всех православных, в том числе и мирян.
>  Я - за "золотую середину".
А я за анафему для отступников веры.
P.S. Какое отношение Гельвеций, Фрэнсис Бэкон, Георг Кристоф Лихтенберг, Севрус (Борохов) Эдуард Александрович, Б. Франклин имеют к христианству? Они больше Троицы и апостолов?

Антихрист >>
>  Приведенная тобой цитата весьма точно показывает бессмысленность текста, приведенного тобой вначале
Они из одного источника. Первая осуждает гордость, вторая лень. Как они могут друг другу противоречить?
Записан
adada
матерый
*****

Карма +48/-22
Offline Offline

Пол: Мужской
Расположение: Кола, Нижнее Варламово > б. и ныне распавшаяся УССР
Сообщений: 10935


давно на Мурмане


« Ответ #10 : 05 Мая 2003, 10:00 »

7. Member Веfrеier:
>Мне процитировать письмо Гоголя к Белинскому?
Отвечу из вежливости, чтобы не оставлять вопрос повисшим в вязкой атмосфере, кажущейся мне по собственному невежеству схоластической, и чтобы не скорбеть (Sehnsucht?), умножив ненароком познания: спасибо, нет!
Записан

o  n   e   -   m   a   n'   s   -   o   p   i   n   i   o   n
Веfrеier
Гость
« Ответ #11 : 05 Мая 2003, 15:45 »

Adada, #11 >> Тогда см. сама "Духовную Прозу".
Записан
Proud
Админ
матерый
*****

Карма +43/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 48
Расположение: Мурманск
Сообщений: 3672



WWW
« Ответ #12 : 17 Октября 2003, 11:27 »

befreier@mail.ru >>
Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды. /Роберт Бартон/

...У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них - смирение. /Француа де Ларошфуко/

Ложная скромность так же гнусна, как и тщеславие. /Карло Гольдони/

Чрезмерная скромность - есть чрезмерная гордость. /Андре Шенье/

Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. /Вольтер/

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума. /В.О. Ключевский/
Записан

Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия.
Danmer
завсегдатай
***

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 184


« Ответ #13 : 21 Октября 2003, 18:29 »

befreier@mail.ru, #15 >>
> Proud, #14 >> Роберт Бартон, Француа де Ларошфуко, Карло Гольдони, Андре Шенье, Вольтер, В.О. Ключевский...
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Нет, нет, к секте "befreier и Ко" они никакого отношения не имеют.. Это как на рекламном плакате "Мысли умных людей" - "А у меня свои!"
У гордыни только свои мысли..
Записан

Альмсиви
Danmer
завсегдатай
***

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 184


« Ответ #14 : 21 Октября 2003, 18:45 »

Веfrеier, #10 >>
> Библия написана не для монахов, а для всех православных, в том числе и мирян.
Она написана для ВСЕХ, а не для православных только.
> А я за анафему для отступников веры.
Вера вере рознь... Вера в антихриста - тоже вера.
> P.S. Какое отношение Гельвеций, Фрэнсис Бэкон, Георг Кристоф Лихтенберг, Севрус (Борохов) Эдуард Александрович, Б. Франклин имеют к христианству? Они больше Троицы и апостолов?
Библию не они, конечно, писали (не успели, за них это раньше сделали), но сюдя по всему гордыней не страдали.
Записан

Альмсиви
Proud
Админ
матерый
*****

Карма +43/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 48
Расположение: Мурманск
Сообщений: 3672



WWW
« Ответ #15 : 21 Октября 2003, 19:36 »

befreier@mail.ru, #15 >>
> Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.

Вы заметили, однако, как плавно поменялись местами атеисты и верующие? Воинственный атеизм уступил место агрессивному православию! Вера в Бога  превращает  верующего  человека в обладателя  "единственно верного учения",  которое немедленно сказывается на его поведении. Надменное желание поучать,  наставлять  и  все   это   на   фоне   совершенно   оскорбительной снисходительности.  
Гордыня   атеиста  -  карлик  в  сравнении  с  гордыней верующего, прикрытой, для виду, смиренностью.


Валерий Суси "Привет с того света"
Записан

Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия.
Pravover
завсегдатай
***

Карма +0/-0
Offline Offline

Расположение: Мурманск
Сообщений: 156


Инквизитор


« Ответ #16 : 21 Октября 2003, 20:22 »

Proud, #18 от 21-10-2003 19:36 >>


Вы заметили, однако, как плавно поменялись местами атеисты и верующие? Воинственный атеизм уступил место агрессивному православию!... (Валерий Суси)

Чушь. Ныне наблюдается лишь религиозная реакция, детонированная эпохой воинствующего атеизма, к тому же, порождающая не менее активную ответную волну атеизма (в т.ч. под новым именем "скептицизм"). Крики безбожествующих людей и СМИ вполне сопоставимы с голосами "религиозтвующих". Просто сейчас то безбожное меньшинство общества, которому предоставлялась возможность безбожествать открыто уже давно (еще до 17-го, а после - только им и предоставлялась возможность для открытой пропаганды), вдруг удивилось, как это остальным дали право высказываться на том же уровне...
Записан

In Nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. AMEN!
Proud
Админ
матерый
*****

Карма +43/-7
Offline Offline

Пол: Мужской
Возраст: 48
Расположение: Мурманск
Сообщений: 3672



WWW
« Ответ #17 : 22 Октября 2003, 15:09 »

> Любая гордость – грех.
Все устремления человека к большему, чем он знает на данный момент, благолепные именуют "томлением духа". И, как следствие этого, - гордыня. Горделивый человек с высокомерием относится к бытующему знанию и к тем, кто этого знания придерживается. Горделивый человек, как вытекает из названия, гордится своей принадлежностью к нечто, по его взгляду более высокому и лучшему, а так же собой, как практикующего соответствующий образ жизни. К этому приводит гордыня ума.

Ортодоксальный последователь РПЦ с высокомерием относится к иному знанию и к тем, кто этого знания придерживается. Ортодоксальный последователь РПЦ, как вытекает из названия, гордится своей принадлежностью к нечто, по его взгляду более высокому и лучшему, а так же собой, как практикующего соответствующий образ жизни. К этому приводит гордыня веры.

Гордыни ума, как таковой не может быть. Умный, думающий человек не может быть удовлетворенным своим нынешним, духовно-интеллектуальным уровнем. Процесс обучения у него бесконечен. За время, отведенное ему жизнью, он старается взять максимально больше. Думающий человек как бы разрываем феноменами, которые лучше всего выразили два мудреца Сократ и Лао-Цзы. Первый сказал: "Я знаю то, что я ничего не знаю", второй же: "Я не знаю того, что я знаю". Гордыня - это свидетельство остановки на каком-то, одном уровне и даже более того, чувство полного и глубокого удовлетворения от нахождения на данном уровне. Прекращается рост по вертикали, горизонталь становится доминирующей константой в жизни этого человека.

Можно сказать, что познание бога тоже есть рост, можно. Но разве можно говорить о духовном и интеллектуальном росте, когда уже определена граница в этом пространстве? Ни о каком интеллектуальном развитии в среде верующих говорить не приходится.

Но здесь правильнее будет говорить о росте духовном. Но даже верующие признают, что и в их среде есть не слишком хорошие люди, а среди атеистов или представителей других религий есть прекрасные и весьма достойные. Но разве не логично прийти к выводу, что дело вовсе не в религии, а в человеке?

Но, тем не менее, ортодоксы, как бы априори считают, что поступки одинаковые по действию, но совершенные членами разных конфессий уже разняться именно по этому признаку. Один мой знакомый так и считает, а он истово верующий. Когда я ему привожу положительные примеры из католицизма, буддизма, он как бы кивает головой, говорит, что да, поступок хороший, но у них нет любви, а у православия она есть, а значит данный поступок, хоть и хороший, уступает в качестве аналогичному поступку православного.

Ортодоксы пропитаны спесью и гордостью оттого, что они ортодоксы. Они свято верят в то, что, возможно в запальчивости, ляпнул Достоевский: "Русский и православный -синонимы".

> Научить любви? Поучать в любви? Наставлять в любви?
Православие монополизировало любовь, и они горды этим. Нигде в религиях не говорится о любви так, как у них. У кришнаитов тоже все построено на любви. Они, извините за грубость, просто затрахают своей любовью. Но вы послушайте, как они (православные) говорят о любви. В их речах совсем нет любви, кроме слова "любви". Но говорить "любовь" и любить - это разные вещи.

> Молитва инока воинственна?
Сколько злости, сколько яда у некоторых, почти у многих православных. Складывается ощущение, что они ненавидят другие религии, только за то, что они не додумались до такого, действительно прекрасного идеала как "возлюби ближнего своего".

Скажите, как можно охарактеризовать претензии верующих на то, что они знают, чего хочет бог? Они говорят, зачем он делает то-то и то-то, он хочет того-то и того-то. "Он нас любит. Он нам блага желает" -говорят они. Но при этом у них хватает смелости говорить о том, что бог непостижим, и пути Господни неисповедимы. Ну, вы уж тогда определитесь: если они неисповедимы, то и не говорите за него, а если вы уж взяли ответственность за то, что знаете, все помыслы Божии, не говорите, что его пути неисповедимы. А значит, если брать во внимание второе утверждение, бога можно подвергнуть лабораторному анализу и наметить перспективы развития в области изучения богологии.

Некоторые верующие взяли на себя право решать за бога, чего он хочет и как он это делает.
На основании вышеизложенного со всей очевидностью следует: верующие неизбежно приходят к фактору гордыни, как следствию вероисповедания, определившего таковую в реестр семи смертных грехов.

Почти по Гегелю: "Отрицание отрицания - как один из законов (кажется второй, врать не буду) философии".

Евгений Колтович
Записан

Я бы с удовольствием сразился с Вами в интеллектуальной дуэли. Но Вы, как я вижу, без оружия.
Danmer
завсегдатай
***

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 184


« Ответ #18 : 22 Октября 2003, 17:13 »

Proud, #18 >>Вот-вот!!
Записан

Альмсиви
Danmer
завсегдатай
***

Карма +0/-0
Offline Offline

Сообщений: 184


« Ответ #19 : 22 Октября 2003, 17:24 »

befreier@mail.ru, #20 >>
> Danmer, #17 >>Она написана для ВСЕХ, а не для православных только.
Тогда почему протестанты, католики... нагло замалчивают отдельные части Писания?

Еще дописывают, додумавают, корректируют, исправляют, переводят заново, и .т.д. и т.п. А наконец снимают фильмы типа "Догма"..
>  Судя по Франклину – расисту?
"Ах это сказал Франклин, тогда он определенно неправ!"   Так по вашему? И это ли не гордыня?
Записан

Альмсиви
Страниц: [1] 2   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006, Simple Machines
Wap | PDA | Обратная связь
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!