NEOБЫЧАЙНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ БОГОЧЕЛОВЕКА
As an epigraph: This is a war and we are soldiers. What if tomorrow the war could be over? Isn't that we're fightin' for? Isn't that we're dyin' for?
Morpheus.
Свершилось, мазафака!!!
Matrix has been reloaded! Мы ждали этого около трёх с половиной лет и... неужели зря?! Матрица зеленым кодом выжгла неизгладимый след в моем сердце, оставив после себя двоякое впечатление. Поскольку любой посвященный (к коим я себя самолично причислил) просто обязан был подготовится к предстоящему событию, ознакомившись с бесконечно тиражируемой по TV нарезкой из Reloaded, бодрящими трейлерами и воодушевляющим чтивом, никого из истинных фанатов Матрицы, я думаю, уже нельзя было удивить битвой мессии с армией агентов и погоней на пресловутом шоссе.
22 Мая апологеты Матрицы (в моём лице, в частности) отправились на премьеру вовсе не за этим. Отправились за ощущением - т.н. cyberpunk-атмосферой, из-за которой, собственно, мы и свято чтим культ Матрицы. Мрачная туча разочарования чуть было не пленила меня: атмосфера, на деле, сдулась и обнажила свои изъяны. Таково было первое впечатление, так сказать цветочки. Ягодки не заставили себя долго ждать - на следующий же день электрические импульсы в моём небольшом мозгу начали объективно выявлять неоспоримые достоинства Matrix:Reloaded.
Если вы утверждаете, что деньги портят людей, то вам не найти лучшего доказательства, чем братья Вачовски; если вы считаете, что настоящих киберпанков исправит только могила, далеко за примером ходить не надо - братья Вачовски. И вот, что я имею в виду.
Внимание к мелочам в кадре и умелая его (внимания) концентрация на них выгодно отличали предыдущие работы тандема Wachowski Bros. На этот раз - минимум привычного операторского решения картины - не в пример культовой The Matrix и лесбийской Bound, но в пользу проклятых спецэффектов (далее: sfx). Что поделаешь, жанр обязывает: если первая часть трилогии вышла из под лёгкой руки братьев в духе киберпанк-триллера, то продолжение следует отнести, скорее, к киберпанк-экшну.
Местами приходилось просто дивиться воцарившейся в кинозале тишине, когда захватывало дух от очередной батальной сцены, где sfx усилиями многомиллионных вложений достигали своего визуального апогея. Зачастую же с едва скрываемым раздражением приходилось наблюдать, как между этими action-эпизодами, большинство зрителей зевало, потягивая пивко и разглядывая ярко-голубой дисплей своей мобилы. (Сразу видно - кто во имя чего пришёл). Одна из таких сцен - незабываемое сражение Neo с сотней-другой агентов Smith'ов. Поначалу довольно увлекательно, но там, где гигантомания уже не раз упомянутых режиссёров бежит по нарастающей, смысл рассеивается как туман. Битва чересчур затянута и доведена до абсурда: Neo уносит ноги восвояси аки птичка.
Диалоги стали бессмысленными и вымученными (надо же чем-то разбавлять action): всё больше конкретных однозначных фраз пришло на замену былым иносказаниям-ребусам, которые хотелось расшифровывать и интерпритировать.
Строго по Фрейду, подавленные сексуальные влечения братьев дали-таки о себе знать. Учитывая разнузданное прошлое Вачовски (см. Связь), их сдержанное настоящее (асексуальные персонажи первой Матрицы), новейшая история киберпанка преподнесла нам на тарелочке подозрительные афротанцы в зионском храме, чудом не заканчивающиеся оргией. Кроме того sex-эксперименты Neo и Trinity на предмет того, являются ли врождённые контакты на теле эрогенными зонами. (Могу поспорить, что 95 % мужского населения планеты, хотели бы лицезреть в ложе богочеловека, совсем не Троицу, а прекрасную Персефону-Монику Белуччи; ну а остальные 5 % - пожалуй, только Морфеуса). Ну и наконец, на десерт, простите... Ниёбе в качестве ex-любви последнего. Остаётся непонятным ради чего, чёрная Джада Пинкетт пыжилась, умоляя на коленях белых братцев-кроликов дать ей эту роль. Ради десяти минут экранного времени, чтобы пощеголять стильными очками и кожаным костюмчиком?.. К сожалению, не могу сказать появится ли, простите ещё раз... Ниёбе в Revolutions, так как смутно припоминаю, что же с ней сталось в Reloaded...
Итак, мы пришли полакомиться смыслом, а получили неудобосваримую порцию нескончаемых видеоухищрений?.. Нет! Откровенно говоря, настрой на Reloaded был скептический, поскольку мы-то с вами знаем, чего ожидать от сиквелов. Внешняя мишура в облике sfx подтвердила опасения и прикрыла внутреннюю суть, поэтому кажется, что смысл спрятан гораздо глубже, чем в предыстории. Но это иллюзия... Чем дальше я отдаляюсь во времени от премьеры, тем ближе я становлюсь к Matrix:Reloaded. Смысл есть, и по масштабности он не желает уступать оригинальной The Matrix. Мы стали свидетелями новых душевных терзаний Neo по поводу своего предназначения, проследили за эволюцией сознания спасителя (часть его способностей перекочевала в реальный мир), прикоснулись к иерархии программ (читай: машин) в пределах Матрицы, познакомились с такой почти архетипической киберсущностью, как Архитектор и забавным Мастером Ключей и расширили своё представление о системных сбоях и ошибках.
Матрица (и я не устану это повторять) по-прежнему наше всё. Вачовски не имели ни малейшего права облажаться, и, чёрт возьми!, мне кажется, они справились с поставленной задачей! Даже перестарались, с трудом разделяя сиквелы, которые сюжетно задумывались как единое целое. Об этом свидетельствуют крепко-накрепко приклееный к Reloaded трейлер Revolutions перед самым началом и смазанный финал с нелепой сериальной надписью to be concluded.
Возьму на себя такую ответственность назвать Матрицу фильмом всех времён и народов (по крайней мере, на сегодняшний момент), а не просто культовым. Печально, но факт - даже самый локальный культурный шедевр не будет принят за таковой, если не получит массового признания. Что уж говорить об общедоступной Matrix... Приходится делиться вишнёвым пирогом (никаких неуместных ассоциаций!) под названием Матрица со всеми, в частности "пьяными дебилами"...
ЭПИЛОГ. Разум цепляется за привычное: слишком дорогой, близкой и самодостаточной была первая Матрица. Но стоит приложить некоторые ментальные усилия, как приходит просветление: философию и эстетику Матрицы не извратили сиквелом, а, наоборот, дополнили, чтобы мы уже с большей уверенностью и осведомленностью ответили на центральный вопрос XXI века: "W h a t i s T h e M a t r i x ?".