Неуловимый "Лошарик".
Новые фото таинственной лодки В четверг министр обороны России Сергей Шойгу рассказал Владимиру Путину, что причиной пожара на глубоководном аппарате, в результате которого погибли 14 человек, стало короткое замыкание в аккумуляторном отсеке. Среди погибших оказалось 2 героя России и 7 капитанов первого ранга. Что высокопоставленные офицеры могли делать на загадочной подводной лодке, о которой почти ничего не известно? Радио Свобода изучило российские военные форумы, на которых обнаружились еще несколько фотографий глубоководного аппарата и несколько любопытных историй об истории его создания
.
О том, что пожар произошел на глубоководном аппарате АС-12 "Лошарик", первым сообщило издание РБК со ссылкой на неназванные источники. 3 июля пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал журналистам, что информация об аварии "относится к категории абсолютно секретных данных" и "не может иметь публичное хождение". Тем не менее, в интернете можно найти довольно много информации о "Лошарике" – одной из семи построенных в СССР и России автономных глубоководных станций, которая, по неподтвержденным данным, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров и выполнять самые разные задачи – от перехвата информации, передающейся по подводным межконтинентальным кабелям, до выведения из строя датчиков SOSUS – гидроакустической противолодочной системы США, предназначенной для обнаружения и идентификации подводных лодок.
История создания автономных глубоководных станций (АГС) восходит к далекому 1965 году. На сайте oosif.ru, посвященном истории советской и российской гидронавтики, она описывается так: в тот год в Москве для координации работ по созданию новейших технических средств для ВМФ и для сбора и обработки различной информации о Мировом океане было создано специальное подразделение, подчинённое непосредственно Министерству обороны СССР. Позже оно получило называние "19-й Центр Министерства обороны".
Первой его разработкой стал буксируемый глубоководный комплекс "Архипелаг", построенный на базе одной из подлодок проекта 611, берущего начало в 1947–48 годах. Первая автономная глубоководная станция (АС-23 "Нельма") вошла в состав 19-го управления в декабре 1986 года.
Последняя (не считая "Лошарика") – в декабре 1995 года, это была АС-35 "Палтус". В 2005 году 19-й Центр МО РФ был переформирован в Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) – организацию, подчиняющуюся напрямую министру обороны.
Разрабатывало “Лошарик” конструкторское бюро “Малахит” в Ленинграде в 1980-е годы, строительство атомной станции началось в 1988 году, но в 90-е в связи с нехваткой финансирования было заморожено. Возобновилось оно лишь в 2000-м, и 13 августа 2003 года АГС сошла с одного из стапелей завода "Севмаш" в Северодвинске.
По основной версии, прозвище "Лошарик" в честь состоящего из шариков героя советского мультфильма АГС получила именно с легкой руки рабочих "Севмаша": под обтекаемым корпусом аппарата скрывались соединенные друг с другом металлические сферы, позволявшие "Лошарику" выдерживать давление толщи воды на недосягаемых ранее глубинах.
По версии участников форума airbase.ru, шары могут быть выполнены из титанового сплава, который специально поставлялся на предприятие в виде листового проката.
На фото ниже запечатлена подготовка опытной конструкции (масштабного макета) внутренних сфер “Лошарика” к испытаниям в Центральном научно-исследовательском институте имени академика А. Н. Крылова (ныне – Крыловский государственный научный центр). Радио Свобода удалось найти этот снимок на форуме сайта airbase.ru, где его разместил в августе 2018 года пользователь под ником “sam7”.
По его словам, фотография впервые была опубликована в 1994 году.
Знаменитые "шарики" нашли свое отражение даже в форме экипажа АГС-12, например, в галстучных заколках.
Факты , фото и детали здесь
https://www.svoboda.org/a/30037264.html