В Тюмени создается штаб противодействия ювенальной юстиции (сайт ТРК
http://родком72.рф)
Активисты Тюменского областного родительского комитета создали альтернативную структуру по противодействию неправомерному изъятию детей из семьи. Они считают недостаточной деятельность уже созданной в регионе по инициативе президента страны Владимира Путина профильной рабочей группы, председателем которой является уполномоченный по правам ребёнка Андрей Степанов. Именно поэтому и было инициировано создание альтернативного штаба. Предполагается, что активисты будут не только самостоятельно анализировать ситуацию, но и создадут группу экстренного реагирования, которая будет оперативно выезжать на помощь семьям, считающим, что полиция или органы опеки нарушают их права.
Председатель ТРК Андрей Добрынин отмечает, что этот шаг станет дополнительной мерой по обеспечению спокойствия и суверенитета семьи. У активистов штаба есть предложения по поводу того, как следует оптимизировать деятельность структур, специализирующихся на противодействии неправомерным вмешательствам в дела семей.
«Мы надеемся, что будем работать в дальнейшем не в оппозиции, а в тесном сотрудничестве с Рабочей группой, — пояснил он корреспонденту
PARK72.RU. – Наша родительская организация объединяет активистов из разных общественных организаций города Тюмени, и уже более 7 лет занимается защитой прав семей, в том числе и при неправомерном изъятии детей, но в состав рабочей группы наши представители не вошли. Подавляющее большинство тех, кто включен в состав рабочей группы при уполномоченном, представляют официальные структуры и ведомства. На заседании, которое проходило в апреле этого года, мы выступили с информацией о реальных тюменских случаях, когда в судебном порядке изъятие детей было признано неправомерным, но органы сотрудники опеки при этом не понесли никаких наказаний за свои неправомерные действия… Наш опыт не привлек внимания, поэтому мы решили создать альтернативную структуру – штаб — и выстроить ее работу так, как нам кажется было бы целесообразно работать в этом направлении».
Недостаточной деятельность уже созданной при уполномоченном рабочей группы они считают еще и потому, что ее деятельность проходит незаметно и создается ощущение, что у членов этой структуры нет задачи выстроить диалог с общественностью и реальными семьями. Так, в соответствии с поручением президента, рабочие группы по мониторингу случаев неправомерного вмешательства должны были появиться во всех субъектах РФ 1 февраля 2017 года, но до сих пор никакой официальной информации о том, что эта структура работает в Тюмени, нет.
«На сегодняшний день ни в одном из учреждений Опеки и попечительства, а также Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав города Тюмени нет информации о указанной Рабочей группе, контактов, приглашений направлять туда свои обращения и т.д. В связи с этим на собрании нашего штаба было принято решение о создании специальной Комиссии, которой поручено проведение проверки и составление Актов о наличии/отсутствии контактных данных Рабочей группы на информационных стендах в указанных заведениях г.Тюмени и других населенных пунктах Тюменской области. Результаты работы Комиссии будут оглашены. Кроме того, будут выработаны предложения по улучшению информированности населения о деятельности президентской Рабочей группы. Контакты этой структуры должны быть на слуху», — говорит Андрей Добрынин.
Лидеры тюменских общественных организаций с интересом отнеслись к идее создания такого штаба. Озвучено уже немало инициатив, которые будут продвигаться в том числе и на общероссийский уровень. В частности, тюменские общественники предлагают систематизировать информацию и создать общероссийский Реестр случаев неправомерных изъятий детей с размещением его на отдельном интернет-портале. Уже готовят текст обращения к Рабочим группам в Субъектах Федерации и общественным организациям, имеющим опыт работы по защите семьи, с призывом фиксировать выявленные случаи в указанном общероссийском Реестре.
Волнение у них вызывают факты неправомерного вторжения в квартиры тюменцев, ведь Конституция России гарантирует неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 29). Соответственно, без судебного решения или постановления прокурора вхождение в жилище возможно только с добровольного согласия граждан. У сотрудников полиции могут быть права на проникновение в жилище, если получен вызов и существуют явные признаки совершения правонарушений: крики, шум, показания очевидцев и проч. Другие случаи насильственного проникновения в жилище должностных лиц не являются законными.
«Для обеспечения конституционных прав граждан принято решение о создании в рамках работы Штаба группы экстренного реагирования — ГЭР. Разрабатывается алгоритм ее работы и список активистов, которые будут являться членами такой «скорой помощи» для семей», — поясняют в родительской общественной организации.
Обозначили тюменские активисты и параметры оценки правомерности действий официальных структур при изъятии детей из семей. Анализируя каждый отдельный случай, они требуют получения ответов на комплекс вопросов, в частности:
— Каковы основные претензии к семье, послужившие причиной отобрания ребенка (по акту)? Каким органом произведено отобрание?
— Каким органом был составлен акт об отобрании?
— Откуда поступил сигнал о проблемах в семье?
— Куда перемещены дети и где находятся в настоящий момент?
— Сколько времени ребёнок находился вне семьи?
— Предъявлен ли иск о лишении или ограничении родительских прав и в какие сроки?
— Был ли предъявлен родителям документ, на основании которого дети были отобраны из семьи?
— Допускались ли родители к детям в период их нахождения в стационаре?
— Проводилась ли с семьей до отбирания ребенка какая-либо работа, была ли предложена или оказана какая-либо помощь?
— Был ли назначен семье социальный патронат (социальное сопровождение) до или после отбирания ребенка? — Были ли назначены семье какие-либо условия (требования) для возвращения детей в семью (какие именно)?
— Было ли использовано приоритетное право кровных родственников на содержание ребёнка, забранного от родителей?
Представители Тюменского родительского комитета отмечают, что в областном центре были случаи, когда органы опеки действовали некорректно по отношению к семьям и незаконно изымали детей из благополучных семей или же несвоевременно реагировали на тревожные сообщения о неблагополучных семьях. В ряде случаев в работу берутся непроверенные жалобы, поступающие анонимно, которые могут использоваться для сведения счетов. Они видят своей задачей объективный анализ правоприменительной практики по изъятию детей и профилактику неправомерных действий со стороны органов опеки.
«Примечательно, что есть случаи, когда работников органов опеки судят за то, что они при наличии на то объективных оснований не изымали детей из семей и это привело впоследствии к трагедии. Это правильно. Смущает другое. Еще никого из сотрудников органов опеки не привлекли к ответственности за неправомерное изъятие детей из семей, хотя такие случаи есть. Причем даже с уже принятыми судебными решениями о признании незаконными действий по изъятию детей, — рассказывает Андрей Добрынин. – Мы намерены изменить ситуацию. Только в первом полугодии 2017 года в Тюменской области было как минимум 4 случая неправомерного изъятия детей из семей, из них 2 – в Тюмени, по одному – в Мегионе и Ноябрьске. Думаю, сейчас мы будем добиваться – в судебном порядке – чтобы лица, по чьей вине детей неправомерно забрали из семей, были привлечены к ответственности».
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fivan4.ru%2Fnews%2Fyuvenalnaya_yustitsiya%2Fin_tyumen_created_staff_counter_for_juvenile_justice%2F&post=-70163381_146901&cc_key=