Десять ключевых предложений Порошенко по Донбассу Петр Порошенко предложил Верховной Раде изменить статус боевых действий, которые продолжаются на Донбассе, и больше не называть их антитеррористической операцией или АТО. А также признать агрессию России и объявить отдельные районы Донбасса временно оккупированными.
Президент попросил депутатов одобрить сразу два законопроекта по Донбассу.
Первый и основной - об особенностях политики по обеспечению "государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях".
Второй - о создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Годовщина Минска-2: самые кровавые битвы перемирия
Миротворцы на Донбассе - мертворожденная миссия?
Что такое "особый статус Донбасса"
Суть второго документа проста - продлить на год срок действия закона об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донбасса, который одобрили еще в 2014 году.
Оба эти законопроекта были объединены. Однако по настоянию "Народного фронта" их разделили.
Это сделали для того, чтобы в главном проекте о признании оккупации Донбасса не было упоминаний о каких-либо особых правах отдельных районов.
Большая часть положений первого проекта может найти поддержку в Верховной Раде, в отличие положения о пролонгации действия особого порядка местного самоуправления отдельных районов Донбасса.
Однако, как признают украинские власти, именно этот шаг необходим для сохранения международных санкций в отношении России, поскольку он был прописан в Минских договоренностях.
"Россия - агрессор"В предложенном Порошенко проекте Россию из-за ее действий на Донбассе впервые признают агрессором и оккупантом на законодательном уровне.
В проекте говорится, что "Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории".
Для этого она, согласно законопроекту, задействует регулярные соединения и подразделения вооруженных сил, российских советников и инструкторов, а также созданные, управляемые, контролируемые и поддерживаемые, в том числе финансово, вооруженные банды и группы .... установив оккупационную власть Российской Федерации".
В документе также констатируется, что РФ не соблюдает режим прекращения огня, пытается распространить там свое законодательство, ввела в обращение российский рубль и признает идентификационные документы жителей отдельных районов Донбасса.
Россия последовательно отрицает участие своих регулярных войск в конфликте на востоке Украины.
"Оккупированные территории"
Проект президента предусматривает признание отдельных районов Донецкой и Луганской области оккупированной территорией.
"Сухопутная территория и ее внутренние воды в пределах отдельных районов, городов, поселков, где вооруженные силы Российской Федерации и оккупационная администрация Российской Федерации установили и осуществляют оккупационные власти и общий контроль Российской Федерации", - сказано в документе.Украина не признает любые акты, изданные на временно оккупированных территориях, называет их недействительными, а также такими, которые не создают правовых последствий.
Вместе с тем Киев признает сохранение за всеми физическими и юридическими лицами законного права собственности на имущество, недвижимость и землю на этих территориях.
"Освобождение Донбасса"Согласно документу, главной целью государственной политики по обеспечению суверенитета Украины над временно оккупированными территориями является их освобождение и установление конституционного строя и территориальной целостности.
Помимо этого Украина хочет защитить права, свободы и законные интересы граждан Украины, которые "пострадали в результате российской агрессии".
Законопроект указывает на приверженность Киева мирному урегулированию конфликта на основе международного права. Президент при этом ссылается на право Украины на самооборону, что предусматривается статьей 51 Устава ООН.
Украина планирует придерживаться международных обязательств и норм международного права, но принимать все меры для обороны, сдерживания и отпора "российской вооруженной агрессии на Донбассе".
Изменение формата АТОВ президентском проекте боевые действия, которые продолжаются на Донбассе с апреля 2014 года, больше не называют антитеррористической операцией или АТО.
Теперь это - "меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, по сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях".
Единый штабТакже в законопроекте фиксируется порядок руководства мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны на этих территориях.
Руководить операцией будет начальник Объединенного штаба ВСУ. Как известно, вооруженные силы подчиняются главнокомандующему - президенту Украины.
Начальник объединенного штаба по согласованию с местной исполнительной властью будет определять порядок въезда и выезда лиц, а также перемещение товаров на временно оккупированных территориях.
Статус армииВ новом законе президент предлагает четко определить статус Вооруженных сил во время их действий на Донбассе.
Конституция предоставляет главе государства право просить депутатов использовать ВСУ в случае вооруженной агрессии против Украины.
Все эти нормы должны вступить в силу в день публикации закона.
Ссылка на Минские соглашенияПосле множества дискуссий в тексте проекта все-таки упомянули о необходимости выполнения Минских соглашений.
В частности, при проведении работ по восстановлению целостности Украины все органы власти должны придерживаться норм Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 года и "комплекса мер по выполнению Минских соглашений" от 12 февраля 2015 года.
Приравняли к Крыму?В проекте Порошенко сказано, что основой защиты граждан на временно оккупированных территориях является обеспечение социально-экономических и культурных потребностей украинцев.
При этом особенности правомочий и реализации прав и свобод граждан на Донбассе президент предложил приравнять к ситуации с Крымом.
В частности, их права должны быть реализованы согласно закону "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины". Документ был принят еще весной 2014 года и касался Крыма.
В новом проекте подчеркивается, что он не нарушает "суверенное право Украины на временно оккупированную РФ территорию Автономной республики Крым".
Международное сообщество не признаёт присоединение Крыма к России весной 2014 года. В Кремле считают полуостров своей территорией.
Миротворцы на ДонбассеВторой проект, внесенный на рассмотрение Петром Порошенко, продлевает на год срок действия закона об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
В заключительных положениях закона изложены права участников АТО, в частности, добровольцев и волонтеров, которые получают ряд социальных преференций
Теперь силовиками будет управлять Объединенный оперативный штаб ВСУ.
Теперь это - "меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, по сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях".
Преамбула законопроекта содержит возможность размещения на Донбассе миротворцев ООН.
Украина обязуется создавать условия для развертывания в отдельных районах Донецкой и Луганской областей миссии ООН на украинских условиях.
Второй проект может получить негативную оценку в парламенте, поскольку депутаты не хотят предоставлять Донбассу никаких особых полномочий.
Закон об особом порядке местного самоуправления был принят еще 16 сентября 2014 года после подписания первых минских соглашений.
Особый порядок самоуправленияОн практически не работает, хотя был одним из аргументов Украины по выполнению ею Минских соглашений, к которым привязаны санкции в отношении России.
Закон об особом порядке самоуправления предусматривал проведение местных выборов в отдельных районах Донбасса.
Позже туда внесли поправку о том, что выборы могут состояться только после вывода оттуда всех незаконных формирований, техники и боевиков.
Избранные органы власти получали расширенные полномочия, в том числе право создавать народную милицию.
Также предусматривалась амнистия участникам событий на Донбассе, которые не совершили тяжких преступлений.
Должен был введен особый порядок назначения судей и правоохранителей, а с Кабмином заключено отдельное соглашение об экономическом развитии районов Донбасса.
Однако все эти нормы так и не заработали, в том числе из-за того, что бои на Донбассе так и не прекратились.
Представители правящей коалиции (от фракции БПП и "Народного фронта") допускают, что оба проекта Верховная Рада примет уже 5 октября.
Хотя даже они признают - документы вызовут острую дискуссию в Верховной Раде.
http://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-41510895