Как революция подарила геям Петрограда 15 лет свободы Отмена статьи о мужеложстве после революции 1917 года подарила гомосексуалам России период относительной свободы. Они организовывали вечеринки и даже свадьбы, о чем осталось немало документальных свидетельств.
Кандидат искусствоведения, историк искусства и костюма Ольга Хорошилова рассказала Русской службе Би-би-си, каким было гей-сообщество Петрограда в первые годы советской власти. Как большевики отменили наказание за мужеложство
"В начале 1900-х годов в России активно обсуждали отмену уголовной статьи о мужеложстве - в связи с подготовкой нового Уголовного уложения. Инициировал отмену Владимир Дмитриевич Набоков, отец известного писателя. Но обсуждения ни к чему не привели, и статью не отменили.
После Октябрьской революции большевикам было необходимо в кратчайшие сроки сформировать новое законодательство, в том числе уголовный кодекс. Следовало решить, что делать со статьей о мужеложестве - оставлять или отменять, и как вообще относиться к этому явлению.
Ни у политиков, ни у врачей, занимавшихся данным вопросом, единого мнения не было. Однако статью все-таки не включили ни в уголовный кодекс 1922 года, ни в его редакцию 1926 года.
На это косвенно повлиял Магнус Хиршфельд, немецкий ученый, основавший в Берлине Институт сексологии. С ним советские медики поддерживали контакты и с интересом следили за его бурной европейской деятельностью.
Хиршфельд много выступал, убеждал, что гомосексуальность - не болезнь, что это просто одно из проявлений человеческой сексуальности.
Как раз в 1926 году, когда принимали новую редакцию уголовного кодекса, Хиршфельд посетил Москву и Ленинград с лекциями.
Как говорят, остался вполне доволен - гомосексуалов, как он понял, в советской России не преследовали. Хотя, конечно, это была только видимость".
Как узнавали "своих""Определенный язык петербургских гомосексуалов, который отражался в костюме, существовал уже в середине XIX века. Знаками принадлежности к "своим" были, к примеру, красные платки-пошетки, которыми обыкновенно украшали задние карманы панталон, а также красные галстуки.
На известном портрете поэта Серебряного века Михаила Кузмина, созданного Константином Сомовым, красный галстук - не просто эффектный цветовой акцент, но и символ принадлежности поэта к гомосексуальной субкультуре.
Некоторые молодые люди в начале ХХ века носили слишком яркий макияж, много пудрились, подводили глаза, что тогда также считали признаком гомосексуальности. Однако в 1920-е годы интенсивный макияж перестал быть знаком принадлежности к гей-сообществу.
В то время многие молодые люди увлекались кинематографом и копировали внешность актеров немого кино. Героинщики Петрограда эпохи НЭПа тоже выбеливали лица и подводили глаза, - так они узнавали друг друга в кабаках и на улице.
Явных трендсеттеров среди гомосексуалов Петрограда не было. Были люди, которым гомосексуальное сообщество подражало - певцам, артистам, писателям - особенно Оскару Уайльду.
В 1920-е годы среди советских гомосексуалов стали популярны немецкие травести, особенно Ханзи Штурм, звезда берлинского клуба "Эльдорадо". Его хорошо знали в Ленинграде.
Но трендсеттеров и гей-икон в современном понимании тогда не существовало. Эти понятия сформировались гораздо позже - в 1980-е годы, в эпоху, когда гей-культура сделала образный "каминг-аут", стала важной составляющей американской и европейской визуальной культуры, в особенности искусства и моды".
"Несмотря на то, что в уголовном кодексе 1920-х годов статьи за мужеложство не было, бытовое преследование гомосексуалистов существовало, как оно существует и до сих пор. Их избивали, шантажировали, увольняли с работы.
Некоторые писали психиатру Владимиру Бехтереву проникновенные письма, считая его последней надеждой. Изливали душу, просили помочь им справиться с депрессией и даже "вылечить их недуг".
Из этих писем, а также из других документов, следует, что были среди представителей гей-сообщества люди невероятно смелые - они ходили в женских платьях и корсетах, носили длинные волосы и вообще выглядели как настоящие женщины.
В Европе визуальный язык гомосексуальной культуры развивался стремительно, в отличие от России. В 1920-30-е годы европейские геи носили великолепные костюмы, щегольские аксессуары, особые украшения. И даже сигаретку они держали по-особому, зажав ее между средним и безымянным пальцами.
Советские гомосексуалы просто не могли себе позволить этой буржуазной роскоши и излишеств. О каком костюмном языке вообще могла идти речь, если в начале 1920-х страна только вышла из Гражданской войны.
Был голод, было нечего носить. Поэтому сформировать красивый язык, костюмный "арго", какой существовал во Франции и Британии, в 1920-е было просто невозможно по объективным причинам.
"Аристократы" и "простые"
"Гомосексуальное сообщество Петрограда было неоднородным.
Лесбиянки жили тихо, свою личную жизнь не афишировали. И, вероятно, никакой особой "розовой" культуры в Петрограде-Ленинграде 1920-х не существовало.
Эта их закрытость, интимность - одна из причин, почему документы, связанные с их жизнью, так редки. А фотографии - настоящие раритеты. В моей коллекции есть несколько.
Геи, напротив, проявляли себя активнее и креативнее. Устраивали художественные и литературные салоны, проводили вечеринки, костюмированные свадьбы, писали письма и дневники, делали фото на память.
Ну и так далее , здесь
http://www.bbc.com/russian/features-41502861Любопытно, что даже после революции геи продолжали делиться по сословиям, как бы комично это ни звучало. И до, и после революции фактически существовало не одно, а два сообщества, и их представители практически не общались друг с другом